Сергей Александрович Степанов (1929 – 2002)

 

Известный  график,   В его творчестве можно условно  выделить два основных периода.  Первый  - это работа на Красноярской ГЭС. Второй - Камчатка, которая потрясла его своей экзотической красотой и покорила навсегда. Здесь он создал великолепные гравюры на пластике, посвященные г. Петропавловску-Камчатскому, уникальной природе Камчатки, серию «Исторические памятники Петропавловска-Камчатского».

 

С. А. Степанов. 1989

 

1. Творческая биография

 Сергей  Александрович Степанов принадлежал к такому типу художников, для которых жизнь и  творчество – вечное подвижничество. Многие годы объектом его творчества были imagesСибирь, Дальний Восток, Камчатка.

Родился С.Степанов 5 июня          1929 года в г. Харбине (КНР), где жила его семья до 1954 года. Большую роль в накоплении первых, самых ярких впечатлений сыграл в его жизни отец – художник Александр Евгеньевич Степанов. С детства Сергей много времени проводил в мастерской отца, где овладел основами изобразительного искусства и получил профессиональную подготовку.

Самостоятельный творческий путь С. Степанов начал в 1955 году как театральный художник в Новосибирском оперном театре, затем работал в Красноярском театре музыкальной комедии. Постепенно станковая графика, в частности, линогравюра, покорила  и увлекла художника. Поездка на Челюскинскую академическую дачу в Подмосковье в 1965 году, где Сергей Александрович работал вместе с известными советскими графиками, окончательно определила его выбор.

Основным выразительным сред­ством работ художника становятся убедительность контрастов черного и белого, пластика форм, силуэтов  и линия — то острая, то преры­вистая, но всегда подчиненная определенному рит­му. Художник добивался максимального обобще­ния, отбрасывая случайные детали. Его работа представляла собой цепочку: на­броски с натуры, подготовительные эскизы, проб­ные оттиски, а в случае неудачи — все начинал сначала. И так ежедневно, год за годом. Но тру­доемкость процесса не сковывали руку и фантазию художника, напротив, работа в материале дисцип­линировала, воспитывала культуру графического мыш­ления, формировала его индивидуальный почерк и неповторимое своеобразие манеры выражения.

С 1959 года С.Степанов становится постоянным участником художественных выставок, совершает многочисленные творческие поездки по стране. Его внимание было постоянно направлено на то новое, что рождалось на его глазах: новостройки сибирских городов и поселков, строительство Крас­ноярской ГЭС, жизнь далекого Заполярья. Все это находило отражение в его работах.

С 1962 года судьба связала его с г. Дивногорском. Многие свои линогравюры он посвятил строи­тельству Красноярской ГЭС. Лучшие из работ этой серии — «Красноярская ГЭС», «Плотина Краснояр­ской ГЭС», «Огни стройки», «Дивногорск. Улица»— с успехом экспонировались на 3-й Всесоюзной художественной выставке эстампа, 2-й зональной выставке «Сибирь социалистическая», 3-й респуб­ликанской художественной выставке «Советская Россия».  Эти работы — исторически конкретный рассказ о 1960-х годах.   

 

С. Степанов. Красноярская ГЭС. 1968. Линогравюра

 

Так, в наполненной  пафо­сом линогравюре «Красноярская ГЭС», художник создал аллегорический образ человека, покорившего могучий Енисей. Сталкивая резкие контраст­ы черного и белого, художник добивается глубокого внутреннего напряжения и дра­матизма, передавая с помощью штрихов и линий  бурное движение стремительно низвер­гающихся вниз потоков воды. Кажется, слышится неумолкаемый гул, стоящий вокруг этого не пре­кращающегося ни на миг единоборства.

Ширился круг его пейзажных мотивов, повествующих о природе Сибири и Крайнего Севера. От композиции к композиции художник стремился раскрыть в ней все новые грани, показать ее своеобразие и очарование. Таковы «Красноярское море», «Дивногорск. Сосны»; цикл работ в результате поездок по Северу — «На краю земли. Диксон», «Северный ветер», «Скалы Хантайки», «Разбуженная Хантайка»; «Речной порт», «Череповец», «На старом канале» и другие — из поездки по Волго-Балтийскому каналу им. В. И. Ленина.

 

С. Степанов. Разбуженная Хантайка. 1973. Линогравюра

 

Особой страницей его творческой биографии стала Камчатка.

В 1977 году в составе творческой группы Союза художников СССР С. Степанов побывал на Дальнем Востоке и на Камчатке. Эта поездка стала для него судьбоносной. Природа Камчатки, ее люди настолько глубоко захватили художника, что в 1978 году он переехал сюда на постоянное место жительства.

В эти годы С. Степанов - уже сложившийся мастер с богатой творческой биографией. Первые его графические листы, созданные на Камчатке, зачастую были  связаны с городским пейзажем. В линогравюрах «Камчатский порт», «Дороги к вулкану», «Камчатские поля» и других художник продолжил разработанные им ранее панорамно-эпические многоплановые композиции.

Но, пожалуй, как и всякий большой мастер своего дела, он не мог остановиться на достигнутом. Ведь у каждого художника, тем более гравера, есть свои «секреты», усовершенствования или новые приемы, позволяющие разнообразить технику.

После   персональной   выставки,   прошедшей г. Петропавловске-Камчатском в 1980 году, художник все чаще вместо линолеума С. Степанов начи­нал использовать пластик. Гравюра на пластике дала более тонкую сеть штриха, новую фактурно-тональную нюансировку, что не только обогатило его графику, но и повлекло за собой значительное уменьшение формата и способствовало разработке иных композиционных принципов. Вместе с тем в пластическую ткань своих работ худож­ник внес те акценты, которые позволили настраи­вать зрителей на постепенное рассматривание гра­вюры, на раздумье, сопереживание, будь то камер­ный («Ручеек») или панорамно-эпический пейзаж («Наши просторы»).

Много интересных материалов, которые впо­следствии ложились в основу его станковых компози­ций, он, как и раньше, привозил из творческих ко­мандировок.

По материалам поездки по Амуру (1982) исполнены гравюры «Засольный цех», «Сплав», «Поселок Тахта».

 

С. Степанов. Озерновские просторы. 1983. Гравюра на пластике

 

Серия работ: «Над Озерной», «Курильское озе­ро», «Озерновские просторы», «Камбуз», «Старо­жилы. Кутхины баты» — связана с поездкой на юго-запад Камчатки, в район Курильского озера (1982). Островерхие скалы из белой пемзы, напоминающей рыбацкие баты, плотной стеной окружили узкую извилистую тропу, петляющую в распадке близ Курильского озера («Старожилы. Кутхины баты»). По преданию, древние люди поставили здесь на просушку свои лодки-долбленки. Художник сосре­доточивает внимание на этих немых свидетелях прошлого, и как-то совсем по-особому восприни­мается сей удивительный былинный ландшафт.

В середине 1980-х годов большие творческие удачи  С. Степанова связаны с темой городского пейзажа. Его ранние восторженно-идеализированные индустриальные пейзажи со временем трансформировались в пейзаж-размышление.

С. Степанов был активным участником крае­вых, областных, зональных, республиканских, все­союзных и зарубежных (Франция, ГДР, Япония, ФРГ) художественных выставок.  В 1970 г. был принят в члены Союза художников СССР (с 1992 г. – Союз художников России).

Произведения  С. А. Степанова находятся в фондах Камчатского краевого объединенного музея, Камчатского краевого художественного музея, Красноярского  художественного музея, в частных собраниях России и за рубежом, закупались Дирекцией художественного фонда РСФСР, Министерством культуры РСФСР.

Творчество С. Степанова отли­чается цельностью. В его даровании органично со­четались способность к широте художественного обобщения и скрупулезность графика, преданного своему делу.    

С. А. Степанов. 1990-е

 

2. Город Петропавловск-Камчатский в творчестве С. Степанова

Обращаясь в основном к жанру индустриально­го и городского пейзажа, художник каждый раз искал и находил убедительные графические сред­ства для образного воплощения замысла, сопостав­ляя первозданную красоту северной природы с подчеркнутой конструктивностью геометрических объемов архитектурных сооружений.  В то же время гравюры С.А. Степанова — это жи­вой диалог художника и зрителя, где художник не преподносит готовых решений, а заставляет почувствовать ответственность за сохране­ние природы, за разумное отношение к ней.

Разрабатывая свои композиции, он использовал то камерные сюжеты («Тихая улочка»), то развернутые многоплановые композиции («Наши просторы», «Город-порт»,  «Вид на Мишенную»).  В них автору удалось решить  интереснейшую задачу овладения про­странством, ритмической организацией листа, свое­образной мелодикой тональных пятен и линий. Ис­пользование различной степени моделировки фор­мы, от детально убедительной до обобщенной, при­дает его работам большое разнообразие и слож­ность.

Глубоко лиричен пейзаж «Тихая улочка». Ху­дожник воспроизводит мотив камчатской зимы, су­ровой и одновременно мягкой. Клонится к закату, прячась за легкой вечерней дымкой, диск солнца. Его лучи, отбрасывая радужные окружья, чертят на снегу трепетные тени. Автор создает игру оттен­ков черного и белого, гармонично организуя их в переходящие друг в друга плоскости, поэтично пе­редавая материальность природы, ее дыхание. Со­четание зыбкого света с четкими контурами домов и деревьев составляет главную прелесть листа.

Иное образное решение в гравюре «Наши про­сторы», изображающей панораму Авачинской бух­ты. Один за другим разворачиваются ярусы ком­позиционных планов, открывая беспредельные гра­ницы пространства. Вздыбленные пласты земли уходящих вдаль полей и пышное разнотравье щед­рой камчатской природы на переднем плане сменя­ются узкой полоской леса и городскими строения­ми, громадами сопок и серебристой рябью воды Авачинской бухты с темными силуэтами кораблей. Ощущение величия подчеркивают парящие нал бухтой перистые облака.

Полна покоя, чистоты и внутренней гармонии гравюра «Гордые цветы». В ней — незатейливое любование красотами камчатской земли. Тишина. Покачиваясь на мощных стеблях, утопающих в прохладной зелени, граци­озно распушили светлые зонтики молочно-белые соцветия медвежьей дудки («Гордые цветы»). Все вокруг наполнено звенящим покоем и праздничной красотой. Не­обычность композиции, сочетающей в себе реали­стическое видение натуры и декоративное обрамление, придает им символический, философский смысл.

Развивая тему старого и нового Петропавлов­ска, включающего известные исторические места, художник создал цикл работ «Исторические памят­ники г. Петропавловска-Камчатского», в который вошли: «Часовня», «Мореплавателю Берингу», «Никольская сопка» и другие.

Впервые к историческому прошлому Петро­павловска С. Степанов обратился в 1979 году в линогравюре «Памятник павшим». В конце 1980-х годов он вновь возвратился к начатой им ранее теме. Чтобы вписать в единую канву совре­менность и стиль прошлого, художник использовал  своеобразную ретроспективную архитектонику сво­их композиций. Декоративная стати­ка обрамления графических листов, включающая ленты с надпи­сями, символические знаки, морскую и военную атрибутику, словно отсвет былой истории, подчер­кивает центральную часть композиции, заключен­ную в мягкий овал, помогает  «прикоснуться» к прошлому, ощутить его атмосферу. И есть полное право повторить слова А. С. Пушки­на: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыд­ное малодушие».

 

Черкашина А. С., искусствовед, член Союза художников России,
старший научный сотрудник Камчатского краевого художественного музея

Назад