Произведения А. Винокурова из собрания ККХМ

В 2016 году Камчатская организация Союза художников России отметила юбилей - 40 лет. За это время творчество художников Камчатки стало известно далеко за пределами нашего полуострова. За период с 1976 по 2016 годы в разное время в организации состояли 53 члена Союза художников России. Это  живописцы, графики, скульпторы, мастера декоративно-прикладного искусства, народные мастера, искусствоведы. Одним из первых был Анатолий Федорович Винокуров, выпускник Владивостокского художественного училища, затем Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова.

Винокуров Анатолий Федорович

Художник родился 15 апреля 1933 года в г. Елизово Камчатского края. Окончил Владивостокское художественное училище (1958 г.), Московский государственный художественный  институт  им. В.И. Сурикова (1964 г.). Был участником художественных выставок со студенческих лет. С 1964 года являлся членом Союза художников СССР. Был делегатом III съезда Союза художников СССР (1972), IV съезда Союза художников СССР (1973), членом правления Союза художников СССР (1973), принимал участие в работе V съезда художников СССР (1977), вел большую общественную работу по эстетическому воспитанию детей, военнослужащих, горожан, сельских жителей. В своем творчестве художник разрабатывал несколько тем: военно-патриотическую тему, тему Севера и Камчатки.

Анатолий Винокуров – график. В начальном периоде творчества художника значительное место принадлежало плакату. Именно он положил начало плакатному искусству на Камчатке. В плакате молодой художник решал разные темы: защита Отечества («Служу Советскому Союзу», «Враг не пройдет!», «Стоим на страже всегда, всегда», охрана окружающей среды («Забота, внимание и хозяйский глаз») и другие. Герои его плакатов, как правило, приближены к зрителю, даны крупным планом. Текст активно участвует в общем композиционном строе. Лаконичный, умело подобранный цвет помогает созданию определенного эмоционального настроя, более глубокому раскрытию идеи, общего замысла работы.

За годы творчества художник создал большое количество пейзажей, натюрмортов, обращаясь к различным графическим техникам: офорту, литографии, ксилографии, линогравюре и т. д. Однако как мастер он сложился  в жанре портрета. Его герои, как правило, представлены в условиях реальной жизни. Художнику близки были люди трудолюбивые, с развитым чувством долга.

«Пейзаж с кораллом», 1966. Цветная линогравюра. ККХМ

«Маяк. Петропавловск-Камчатский», 1974. Литография. ККХМ.

Во второй половине 60-х годов Анатолия Винокурова привлекла литография своим более живым изобразительным языком, мягкостью переходов, глубокими тонами. Эта техника оказалась более приемлемой для создания портретных работ с их тонкой моделировкой образов. Художник начинает акцентировать внимание на человеке, максимально приближает образ к зрителю, вначале изображая героя во весь рост, затем останавливается на погрудной композиции. В «Портрете пожилой женщины» художник уделяет внимание не только деталям национальной одежды, стремится отобразить не только самобытность жизненного уклада коренных народов Севера, но и пытается выявить особенности национального характера, проникнуть в психологию человека, выросшего в новом, социалистическом обществе.

«Портрет пожилой женщины», 1968. Цветная литография. ККХМ.

В силу своего пытливого характера и естественного стремления творческой личности познать мир во всем его многообразии, Анатолий Винокуров часто посещал различные районы Камчатки. Многочисленные поездки дарили художнику яркие впечатления от встреч с ее изумительной природой, сильными и добрыми людьми. Именно они стали истинными героями в гравюрах Винокурова второй половины 60-х годов: «Метеонаблюдатель» (1968), «Портрет пожилой женщины» (1968), «Портрет молодого коряка» (1968). Эти работы вошли в графическую серию «Люди Севера».

В работе «Метеонаблюдатель» создан образ девушки-корячки, овладевшей современной профессией. Открытое лицо, ясный взгляд, нежные, но решительно сжатые губы говорят о твердости характера, целеустремленности юной представительницы древней народности. Портрет наглядно показывает, насколько социальные преобразования изменили жизнь народов Севера.

«Метеонаблюдатель», 1968. Цветная литография. ККОМ

Постепенно в портретах художника происходит своеобразный сплав типического и индивидуального. Винокуров пристально наблюдает, изучает людей, стремится в одном образе создать тип собирательный, характерный для целой общественной группы («Портрет молодого коряка»). Такая задача потребовала от художника и иной стилистики создания образа. График концентрирует внимание на лице героя, отбрасывая лишние детали. Если в работе «Метеонаблюдатель» фоном служат вышки метеостанции, подчеркивающие профессию, то в дальнейшем художник чаще всего строит свои портреты на нейтральном фоне.

«Портрет молодого коряка», 1968. Литография. ККХМ

Анатолий Винокуров охотно обращался к образам оленеводов, мужественных людей нелегкой профессии. «Портрет каюра» (1968) явился наиболее удачным в плане создания образа, воплотившего типичные черты современного жителя Севера. Надолго запоминается это лицо с резкими, скульптурно вылепленными формами. При всей высокой степени обобщения образ полон психологической достоверности. В четко очерченном профиле каюра, в прищуре глаз, в решительно сжатых губах читается сильный, мужественный характер, уверенность в себе, в завтрашнем дне. Обращение к классической форме профиля позволило автору все внимание сконцентрировать на лице каюра – своеобразном зеркале, отразившем мысли, чувства, характер человека. Художник добился максимальной выверенности рисунка.

«Портрет каюра», 1968. Цветная литография. ККОМ

В эти же годы художник активно разрабатывает и военно-патриотическую тему. Часто встречается с пограничниками, летчиками. Это положило основу огромной серии работ о защитниках Отечества. Анатолий Винокуров был очень сильным, целеустремленным, но добрым человеком. И в работах чувствуется отражение характера и передача качеств в почерке мастера: не смотря на грубоватое исполнение и жестковатую манерность, они несут  тепло своего творца.

 

«Портрет старшего матроса», 1974. Цветная литография. ККХМ

В своих портретах периода 70-х годов художник отказывается от той графической жесткости, даже суровости, присущей, например, «Портрету каюра». Композиция портрета укрупняется, фон становится активным, линии мягче, художник не скрывает индивидуальное, которое начинает даже превалировать над типическим. В портретных работах график стремится, как можно шире отразить жизнь своего народа, его современный быт, его творческое начало («Весна», 1978).

Работа «Весна» выполнена в реалистической манере в технике цветная литография, где художник умело использовал выразительные возможности линии, штриха, пятен. На переднем плане, на краю берега водоема, крупным планом в полный рост изображена фигура камчадала. Он, широко улыбаясь и весело приплясывая, бьет в бубен. Низкая линия горизонта придает образу монументальность и значимость, а локальный цвет помогает созданию определенного эмоционального настроения. А на заднем плане – плывущие по спокойной глади водоема утки с утятами, жующие траву два оленя и на фоне безоблачного неба летящие утки.

«Весна», 1978. Цветная литография. ККХМ

 Во второй половине 70-х годов график обращается к созданию портретов представителей национальной интеллигенции.

На «Портрете Т. П. Лукашкиной» изображена женщина в национальном костюме с выразительным лицом, узкими глазами и открытой улыбкой, –  такой, какой и должна быть улыбка доброго учителя. Татьяна Петровна Лукашкина – педагог с большой буквы, одна из основателей Корякского национального ансамбля танца «Мэнго», заслуженный работник культуры РСФСР.

«Портрет Т.П. Лукашкиной», 1978. Цветная литография. ККХМ

В «Портрете Иосифа Жукова» изображен солист корякского танцевального ансамбля «Мэнго» в национальной одежде. Лента на лбу, перо в прическе, выделанные из кожи нагрудник и амулет, традиционная кухлянка придают образу некоторую экзотичность. Фон портрета – ковер, стилизованный под афишу с указанием мест выступлений «Мэнго», - определяет причастность  Иосифа Жукова к ансамблю и в то же время вносит в портрет оттенок театрализованности. В портрете как бы воедино слились прошлое и настоящее народа. Повседневная, привычная одежда предков, их обычаи, танцы стали зрелищным театральным представлением.

«Портрет Иосифа Жукова», 1978. Цветная литография. ККОМ

Последним работам Винокурова свойственна некоторая кадрировка, мгновенность состояния. Именно такой является литография «Кукольники» (1978) - парный портрет камчатских актеров-кукольников Татьяны и Геннадия Корсак. Творческая пара представлена в момент постановки сказки «Веселый Акан», написанной камчатским писателем Г. Поротовым по мотивам корякских сказок. Художник своеобразно решает композицию портрета: ширму располагает за спиной актеров, а не перед ними. Создается впечатление закулисности. Автор как бы незаметно заглянул в творческую мастерскую, обычно скрытую от глаз зрителя, и показал один из рабочих моментов. Актеры поглощены представлением. Их внутренняя сосредоточенность, несколько напряженное выражение лиц подчеркивается оживленным состоянием Веселого Акана и выразительным образом Ворона. В одежду кукол введены элементы корякской национальной одежды.

«Кукольники», 1978. Литография. ККОМ

Увиденное и пережитое составляет эмоциональную основу произведений мастера. Он внимательно изучал особенности быта коренных народов Севера, их нравы, обычаи. Но больше всего художника интересовала человеческая индивидуальность, ее неповторимость, ее уникальные творческие потенциалы. График делает акцент на психологической стороне образов и проявляет себя как тонкий психолог, умело передающий внутренний мир человека, его духовный склад, своеобразие характера.

 

Из воспоминаний современников художника известно, что Анатолий Винокуров был озорным, жизнерадостным человеком, готовым помочь советом и делом. Он был очень простым в общении и, конечно же, невероятно талантливым. Его стараниями и трудами Камчатку узнали, как место, где художнику легко и привольно работается, где ему помогает сама мать-природа. Сегодня, по прошествии времени, о Винокурове можно сказать коротко и емко: он - художник с большой буквы, патриот своего края. Судьба дала ему большой талант, наделила творческой неутомимостью, и дарованное он использовал в полной мере.

Произведения художника находятся в фондах Камчатского краевого художественного музея, Камчатского краевого объединенного музея, Корякского окружного краеведческого музея, в частных коллекциях.

 

Ахматгалиева Ирина Гендулловна, научный сотрудник Камчатского краевого художественного музея

 

Литература

1.     Художники Камчатки / Белова М.И., Черкашина А.С.- г. Петропавловск-Камчатский, 2002.

2.     Художники Камчатки. Камчатский РИО, г. Петропавловск-Камчатский, 1985.

3.     Выставка произведений художников Камчатки. Каталог. Москва, Советский художник, 1984.

4.     Художники Камчатки  -  70-летию Великого Октября / Каталог выставки, г. Петропавловск-Камчатский, 1987.

5.     Винокуров А.Ф. / Каталог юбилейной выставки, Зуева В.В., г. Петропавловск-Камчатский, 1983.

6.     А.Винокуров / Библиографический указатель литературы, Зуева В.В., г. Петропавловск-Камчатский, 1980.

7.     Архив КГБУ «ККХМ» :

- статья Виктора Кудлина «В мельканье дней и лет»,

- статья Валентины Алексеевой «Вспоминая Анатолия Винокурова».

8.     Электронный каталог музейной коллекции из фонда КГБУ «ККХМ».

9.      Духовный мир Севера / Биографический справочник, г.Петропавловск-Камчатский, изд. «Камчатпресс»,  2014.

Назад