15 декабря 2018 года известному камчатскому художнику-графику, члену Союза художников России Юрию Ви исполнилось бы 70-лет. К этой дате Камчатским краевым художественным музеем подготовлена виртуальная выставка «Графика Юрия Ви».

Художник Юрий Ви
(15 декабря 1948 - 20 августа 1998)

ЕГО БОЛЬШИМ ЖЕЛАНИЕМ БЫЛО СОБРАТЬ У СЕБЯ
ВСЕХ СВОИХ ДРУЗЕЙ...

Теплый летний вечер, 15 августа 1998 года...

Пообщаться, поговорить о предстоящей персональной выставке, мы встретились с Юрой на даче. Все здесь по-хозяйски добротно, во всем чувствуется отношение человека, который, если что-то делает, то делает основательно, во всем присутствует вкус художника-эстета.

Строительство дачи подходило к концу, Юра с удовольствием занимался отделкой. Пахло свежим струганным деревом, сухими травами. Он хотел жить здесь постоянно, чтобы была своя творческая мастерская. Это была его мечта...

Он стремился все успеть, готовился к своей юбилейной персональной выставке. У него было повышенное чувство эстетики во всем, чем бы он ни занимался. Он страдал от тесноты однокомнатной квартиры, от того, что нет гармонии в нашем обществе. Его большим желанием было собрать у себя всех своих друзей...

В начале июня 1998 года Юрий Ви вместе с художником Виктором Тришкиным осуществили долгожданную поездку в Налычевскую долину. Она выдалась на две недели и для Юры была последней.

Налычевская долина прекрасна в любое время года. Вот и нынче: стояла буйная пора цветения, токовали глухари, распустились почки. Места здесь удивительные –великолепные источники, роскошные березовые рощи, огромные массивы гор, вулканов, тундровые ландшафты.

Счастье для художника оказаться в единении с природой, вдали от городской суеты. Как важно прожить, почувствовать волнующую перемену образа природы, когда весна уступает молодому лету, когда все пробуждается, и земля расцвечивается в яркие, нежные, чистые тона.

Ходили и рисовали каждый день с раннего утра, а вечером, после источников, собирались у костра, — вспоминает Виктор Тришкин. Юра работал с упоением. Домой вернулся весь обкусанный шмелями: работал, ничего не замечая. Его тянуло в долину, он хотел поработать еще и осенью...

Художник доверял своим ощущениям и впечатлениям.

– Я никогда не рисую по заданному плану. Сегодня столько-то этюдов, завтра столько, –говорил о своем методе работы Юра. – Даже находясь на природе, я не начинаю рисовать тот или иной увиденный мотив сразу. Хожу долго, присматриваюсь. Мне нужно увидеть много, насмотреться, как бы внутренне наполниться увиденным. И вот тогда «позовет» то чувство, которое меня переполняет и просится на лист. Увидел дерево сломанное, а под ним – молодые ростки – новая жизнь! Так появилась «Старая береза и молодая поросль». Всегда пропускаю увиденное через себя, ищу тот или иной образ. А ранним утром с первыми лучами солнца прихожу в восторг от того, как начинается день!

Из Налычева Юрий привез много зарисовок карандашом и пастелью. Он продолжал работать над Налычевской серией у себя в мастерской. Некоторые из работ так и остались неокончены...

Юрий Николаевич Ви родился 15 декабря 1948 года в поселке Кировский Соболевского района Камчатской области. Вся его творческая судьба связана с Камчаткой, с людьми, живущими на этой земле. И в этой своей творческой привязанности он – однолюб.

Юрий отдавал предпочтение именно графическим видам искусства: рисунку, акварели, занимался офортом, литографией. Юрий Ви – прекрасный рисовальщик. Он обладал хорошей профессиональной подготовкой: в 1971 году окончил Московское художественно-промышленное училище им. М.И. Калинина, а затем Московский полиграфический институт.

Глядишь на его работы и чувствуешь, что рисование доставляло ему большое удовольствие. Поэтому все изображенное им так естественно.

...Буйные камчатские травы. Вот «Борщевик», он предстоит во всей своей красе – сильный, цветущий. Его могучий стебель, пространство соцветий и листьев словно чуть подсвечены серебристым графитом на белом листе бумаги.

Особенно он любил рисовать деревья. Прочно вросшие корнями в землю, они напоминали ему людей. В них и зимние холода, и тепло шелеста листьев летней порой, и запах осенних дождей со свежестью первых заморозков. Все в природе переменчиво, непостоянно. Деревья своими стволами, ветвями и кронами то создают своеобразную, так называемую «графику зимы», то живописной и яркой листвой радуют вечным праздником красок и линий («Пейзаж с деревом», серия «Весенний лес. Налычевская долина» и др.). Художник пристально исследует их линейно-пластический образ, словно стараясь угадать в них неодолимую силу жизни. В его ранних пейзажах сдержанность, утонченность (даже некоторая суховатость), ощущается влияние восточной культуры. В то же время в них всегда выявляется поэтичность жизненных впечатлений («Ветреный день», «Перед циклоном», «У берегов Камчатки»). Понять природу Камчатки во всем ее многообразии художнику помогали многочисленные творческие поездки.

Он был добр, интеллигентен, общителен. Ему всегда везло на встречи с интересными людьми. Он выезжал в Дом творчества на Челюскинскую академическую дачу Союза художников в Подмосковье, работал с коллегами-художниками во всероссийских и всесоюзных группах. С особой теплотой вспоминал общение с художником В. Гошко.

Много впечатлений художника связано с бухтой Наталии. В одной из своих поездок Юрий вместе с художниками Ф. Тебиевым, В. Денисовым, В. Тришкиным оказались в тундре. Они жили как «робинзоны», соорудив себе незатейливое жилище. Впоследствии художники вспоминали, как их палатка постепенно превращалась в маленький выставочный зал, куда с интересом приходили оленеводы и забойщики. Эта поездка была для Юрия Ви большим «толчком» полного ухода в природу, в искусство, или как говорится, была для него судьбоносной. Бухта буквально потрясла его. Две стороны бухты – одна покрыта редкой растительностью, другая – огромные скалы лунных гор. Там можно было одновременно видеть сразу по две радуги и недлительное северное сияние, т. к. сказывалась близость с Чукоткой. А на обратном пути природа подарила художникам поистине незабываемый вечер. Из иллюминатора вертолета в мягкой дымке вечернего заката открылась удивительная панорама восточного побережья Камчатки с ее многочисленными каньонами и распадками.

Юрий Ви неоднократно бывал на Курильском озере, в глубинных поселках Камчатки – Караге, Тымлате. Многие годы Юрия Ви связывала дружба с художником В. Денисовым и корякским художником и писателем Кириллом Килпалиным. Не раз бывали они в Хаилино на рыбалке у К. Килпалина, общались, рисовали.

Акварели «Юкольник», «Туман уходит», «Хмурое утро», «У коп­тильни», где художник запечатлел уклад жизни камчадалов, очень цельны. В них нет деления на главное и второстепенное. В них истинная простота и непосредственность. Акварельные листы словно напоены морским воздухом, здесь нет контрастных сопоставлений цвета – все погружено в мягкую мелодику зеленовато-серебристого колорита.

Постепенно росло и оттачивалось мастерство художника, складывался его своеобразный художественный язык. Юрий достаточно разнообразно компоновал свои листы, но даже в тех случаях, когда он стремился к большому зрительному охвату пространства, в его работах нет тяготения к панорамности и монументальности. Они притягивают какой-то непостижимой магией внутренней значимости. В них созерцательность, изобразительная обобщенность и поэтическая индивидуализация («Пейзаж с чайкой», «Ожидание», «Тымлат» и др.).

Каждая работа рождалась как результат непосредственного общения с природой, с оленеводами, рыбаками, охотниками.

Тема жизни и быта народностей Севера стала одной из основных в его творчестве. Он создал целую галерею незабываемых портретов камчадалов: «Женя Ятгиргин. Хаилино», «Ивикьев Николай Нутдиватович. Бухта Наталии», «Кецай Кеккетын», «Портрет Кутувье. Бухта Наталии», «Б. Елтыгинин. Бухта Наталии», «Портрет А. В. Гуторова. Тымлат», «Матрена Петровна Анелю», «Портрет А. Г. Шишкиной. Тымлат», неоднократно рисовал Кирилла Килпалина. Его портреты помогают увидеть внутреннюю красоту человека, научиться ценить ее, восхищаться ею. Каждый из них обладает яркой, точной характеристикой.

С большим теплом выполнены портреты жены художника («Люба», «Портрет жены»). Поэтичен и немного загадочен мир женщины. Легкой светотенью художник показывает мягкость форм и линий молодого женского лица, оставляя и зрителю возможность эмоционального сопереживания в восприятии образа.

Глубоко психологичны портреты писателя Радмира Коренева, художника Владислава Денисова, автопортреты художника. Он был человек талантливый, с чутким сердцем, думающий, остро чувствующий.

В 1996 году судьба его близко свела с Георгием Аввакумовым руководителем Камчатского камерного оркестра. Они подружились в больничной палате, с тех пор их связывала крепкая дружба. Юрий Ви неоднократно рисовал Георгия Александровича.

– Когда я работаю, – рассказывал Юра, – мне нравится слушать классическую музыку. Раньше у меня не было такой потребности. А сейчас музыка меня захватывает полностью, вызывает так много новых переживаний. Чувствую, как она что-то меняет в моих представлениях о жизни.

Эта дружба оказала большое влияние на его дальнейшее творчество. «Падает снег» – работа написана в 1997 году. Последний снег в жизни Юрия Ви. Искрящийся многоцветьем снег облепил ветви, стволы, еще оставшиеся листья деревьев, мелкие цветные мазки создают ощущение мажорности, торжественной декоративности, и словно застыла в очаровании природа. Падает снег...

Своеобразны многие его пастели, работы, выполненные в смешанной технике, цветными карандашами. Интересна и его экспериментальная попытка – рисование белилами тонкой кистью по тонированной бумаге в сочетании с карандашным рисунком («Налычево. Розовые сумерки», «Перевал. Налычево»).

Значительное место в его творческой биографии занимала работа в области графики для Дальневосточного книжного издательства, Камчатского печатного двора. Весом его вклад как художника для становления краеведческого журнала «Неизвестная Камчатка».

В 1994 году Юрий Ви по приглашению Беринговоморского комитета по культурному обмену побывал в Уналашке (Аляска, США). Им была выполнена серия рисунков – достопримечатель­ностей Уналашки («Русская церковь в Уналашке» и др.).

В настоящее время многие работы Юрия Ви находятся в коллекциях Камчатского областного краеведческого и Камчатского областного художественного музеев, в портретной галерее «Скрижали Камчатки», в частных коллекциях поклонников его таланта в России и за рубежом.

Он рано ушел из жизни, но он прожил её по крайней мере достаточно интересно, наполнено, пусть и противоречиво. Он стремился к наибольшей самореализации...

А. Черкашина, старший научный сотрудник Камчатского
краевого художественного музея, искусствовед, член ВТОО
«Союз художников России»

Из каталога персональной выставки Юрия Ви «Я здесь живу». Графика. Авт. вступит. ст. и составит. А.С. Черкашина. Кн. Изд-во «Камчатский печатный двор». Петропавловск-Камчатский. 2001.

Назад