В ногу со временем

Стремление за внешними сторонами современной жизни увидеть социально значимые человеческие ценности – таковы основные гуманистические устремления, которые воплощает в своём творчестве камчатский живописец, график Павел Степанов. Он известен как автор политического, социального и экологического плаката, один из немногих, кто ярко и образно раскрыл отдельные, характерные аспекты событий эпохи перестройки середины 1980-х – начала 1990-х. В постсоветский период художник успешно работает в жанре пейзажа и сюжетно-тематической картины, выражая языком живописи свое понимание времени.

Родился П.А. Степанов 23 марта 1963 г. в г. Куйбышеве (ныне – г. Самара). С 1976 года – на Камчатке. Окончил детскую художественную школу в г. Елизово Камчатской области (1980), отделение резьбы по дереву ТУ-27 г. Дальнереченска (1982), художественно-графический факультет Хабаровского педагогического института (1987). После окончания института работал художником в Камчатских художественно-производственных мастерских Художественного фонда РСФСР. В 1991 г. был принят в Союз художников СССР, с 1992 – член Союза художников России.

Становление художника происходит на рубеже 1980-х – 1990-х гг. – времени больших поворотных перемен в истории страны, связанных с событиями, сплетающими общее с личным. Время определило приоритеты художника, его выбор. Главным в творчестве П. Степнова в эти годы становится плакат. Актуальный, лаконичный, мгновенно воздействующий на зрителя своей образной действенностью и заложенными в нём возможностями говорить о противоречиях и проблемах современной действительности языком изобразительных средств, плакат оказался наиболее близким ему по духу. Павел внимательно изучал опыт лучших мастеров отечественного и зарубежного плаката разных лет. Особенно ему были близки: В. Н. Дени (Денисов), Б. Е. Ефимов, М. Н. Аввакумов, О. Д. Масляков, Адольфо Кинтерос (Мексика).

Работа в области плаката помогла художнику развить умение мыслить отвлеченными категориями-символами, осуществлять строгий отбор выразительных средств, умело оперировать линией, цветом, лаконично организовывать композиционное поле листа. Ещё будучи студентом (с 1986 года), он становится участником выставок разных уровней, включая всесоюзные. В его бескомпромиссных содержательных плакатах («Только совместными усилиями», 1986; «Опиум», 1988; «Проект Жупановской ГЭС», 1988; «А крайних нет», 1989; «Детский клуб», 1991; «Путч», 1991; «Независимый политический комментарий», 1992 и др.) ясно прочитывается авторская позиция.

Наряду с плакатом, в начале девяностых годов П. Степанов большое внимание уделяет живописи маслом.

Он много путешествует по Камчатке. В этих поездках зримо растет и оттачивается его профессиональное мастерство. Работает в основном в жанре реалистического пейзажа. Уникальная природа Камчатки является неиссякаемым источником вдохновения художника. Он много пишет этюдов с натуры, но не копирует природу. Его этюды достаточно самоценны. В них присутствует тот эмоциональный заряд, тот посыл, та глубина впечатления, которые делают их художественно-значимыми.

Его камчатские пейзажи удивительно разнообразны по настроению. Каждое время года и каждый миг неповторимы… Как события сокровенной важности переживаются и долгожданный миг прихода весны («Ранняя весна на реке Тихой».1991; «Весна. Авачинский дымит», 1991; «Весенний мотив», 1993), и буйство зелени короткого камчатского лета («Лето», 1990; «Ясный день», 1992), и светлая печаль рыжей осени («Краски осени», 1992; «Осенняя сопка», 1992), и белые снега долгой зимы («Закат. Вид на Ганальские зубцы,1991; «Утро Авачинский вулкан», 1991; «Вид на Вилючинский вулкан. Район п. Термальный», 1991). Со временем в его живописи появились и большая раскованность мазка, и внутренняя экспрессия, он пишет кистью и мастихином, корпусно и тонкими лессировками.

Знаковой для художника явилась «Мутновская серия» пейзажей, созданная в поездке на пленэр к Мутновскому вулкану в августе 1992 года, где он побывал вместе с камчатскими художниками А. Игнатовым и А. Богдановым. Первозданная мощь и величие дикой природы оставили неизгладимый след в памяти художника. Здесь, среди вулканов и скал, водопадов и горячих источников им созданы многочисленные вариации видовых пейзажей Мутновки. Ряд этюдов этой серии в дальнейшем легли в основу его философских эмоционально-психологических пейзажей-размышлений, таких как «Тайна Мутновского водопада» (2013) и др.

В конце девяностых стержнем его творчества становится живопись. Следует заметить, что выработанные П. Степановым принципы работы в области плаката, не прошли бесследно, они безусловно, оказали влияние на его живопись, а накопленный опыт помог по-своему интерпретировать пейзажные «состояния», преображая их собственной образной интонацией. Зачастую, чтобы придать большую выразительность тому или иному пейзажу, художник прибегает к продуманной сочинённости композиции, обобщённости форм, повышенной декоративности колорита.

К некоторым своим пейзажным пленэрным мотивам П. Степанов обращается неоднократно. В процессе работы они зачастую обретают новые характеристики, черты и свойства. Творческое переосмысление однажды увиденной натуры становится основой его образной системы мироощущения. Художник умеет увидеть и выявить некие связи явлений, уловить переплетения, казалось бы, на первый взгляд, независимых между собой импульсов. От варианта к варианту он упорно вынашивает замысел, и, наконец, словно снимает с вещей и явлений завесу повседневной будничности, открывая новую реальность. Он обобщает и наполняет пейзаж некоей ведущей интонацией – романтической, эпической, иронической, драматической, философской, трактует пейзаж почти по законам портрета или тематической картины. И вот уже пейзаж расцвечивается сложным спектром ассоциаций («Время полной луны», 1993; «Вулкан, луна, любовь и облака», 2014; «Тайна Мутновского водопада», 2013; «Вулкан Вачкажец. Последний оскал зимы», 2013; «Моя Камчатка», 2018 и др.).

Одной из этапных произведений художника начала XXI века стала картина «Вулкан Вачкажец. Последний оскал зимы», созданная по материалам этюдов, выполненных художником в окрестностях вулкана Вачкажец на Камчатке. Пейзаж здесь играет не только большую эмоционально-смысловую роль, но и является особой изобразительной темой. Художник трактует смену времен года – уход зимы по законам некой условности, привнося в сюжет весеннего пейзажа ироническое и даже в какой-то степени драматическое (гротесковое) содержание. Смысловые и эмоциональные акценты произведения художник сосредотачивает на остатках осевшего тающего снега вдоль дороги, принявшего причудливые «звериные» (волчьи) формы, напоминающие «последний оскал», на темно-свинцовом очеловеченном небе с многочисленными «ликами» туч, которые словно многоголосый хор готов исполнить реквием уходящей зиме.

Среди полотен Степанова, где образ камчатского пейзажа обретает эпическое вневременное звучание, особое место принадлежит картине «Моя Камчатка» (2018).

Параллельно работе над пейзажем художник обращается к сюжетно-тематической картине. Это своего рода картины-размышления художника над проблемами развития современного общества.

Особое внимание художник уделяет взаимоотношению человека и природы. Пейзаж у Степанова во всех его проявлениях является воплощением красоты и гармонии. Его созерцание смягчает и облагораживает душу человека. К сожалению, человек не всегда чувствует эту красоту и гармонию, и не только не чувствует, но и грубо нарушает её законы, разрушая мир и порождая зло и хаос, ведущие к мировой катастрофе… Художник в иносказательной форме живописными средствами говорит об экологии природы и экологии души человека, которые неразрывно связаны и верит, что Красота – спасет Мир.

Художественные образы ряда его работ выходят за рамки общепринятых стандартов восприятия окружающей действительности. В поисках метафорических смыслов своих произведений он зачастую концентрирует смысловое начало и цветовое решение, задает содержанию смысл иронии, «игры», некоторого драматизма, недосказанности, неоднозначности психологической ситуации (Диптих. «Ошибочное знакомство», 2003), обращается к фантазийным гротесковым условностям в трактовке своих персонажей («Скоро ужин», 2000; «Кровь и слёзы», 2001), ассоциативным комбинациям («Ржавчина», 1993; «Ростки», 1992); гиперболизации образов на основе детских воспоминаний восприятия сказки, которые оборачиваются страшной былью («1970-е годы. Город Чапаевск. Еженедельный выброс ядовитого газа с завода по производству химоружия», 2014-2016), усложнению картинного пространства и эффекту ирреальности («Чинотат, а может Депуновник, но очень похожий на коммунальщика», 2016).

Произведения Павла Степанова философичны, обращены к зрителю, они заставляют задуматься. Художник оставляет за зрителем право сделать выбор.

П. Степанов – постоянный участник пленэров, проводимых Камчатским региональным отделением ВТОО «Союз художников России», самостоятельных пленэров на Камчатке, в европейской части России и за рубежом.

Яркую эмоциональную окраску впечатлений принесли художнику его зарубежные пленэры на Кипре (2015, 2016, 2017 гг.), в Занзибаре (2016 г.), на Гоа (Индия, 2017 г.) и в Иордании (2018). Они обогатили его живописную палитру цветом и светом, наполнив холсты свежими впечатлениями, ощущением национального колорита и ослепительно ярким солнцем («Деревня Панагия. Кипр», 2017; «Мелководье. Кипр», 2017; «Море волнуется Кипр», 2016). В ряде кипрских пейзажей маслом и пастелях Гоа, цвет передаёт не столько природную окраску, сколько экспрессию света, преображающего реальный мир («Контражур. Март. Кипр», 2017; «Закат на Гоа», 2017; «Гоа. Время теней, 2017).

Творчество Павла Степанова динамично развивается, он зрелый художник, обладающий индивидуальной манерой письма, со своим собственным взглядом на мир, наблюдениями за которым он делится со зрителем.

В марте 2018 года в Камчатском краевом художественном музее состоялась персональная ретроспективная выставка Павла Степанова «Камчатка и не только» в связи с 55-летием со дня рождения художника, в экспозиции которой было представлено более ста произведений, созданных в разные годы на Камчатке, в поездках по России и за рубежом.

Антонина Черкашина, старший научный сотрудник
Камчатского краевого художественного музея, искусствовед,
член ВТОО «Союз художников России».

Назад