Мгновения Василия Кардашевского

 

Я в сказку поверил,
В ней чудо увидел.
Я странствовать послан судьбой.
О, Дикий мой Север,
Великий мой идол,
Пленённый стою пред тобой.


Георгий Поротов

 

 

25 августа 2016 года ушел из жизни старейший фотограф Камчатки Василий Станиславович Кардашевский. Эта статья - напоминание всего лишь о нескольких мгновениях долгой и удивительной жизни уникального человека и неповторимого фотохудожника.

 

1. Остарбайтер Вальдемар...

 

Василий Кардашевский родился 17 апреля 1926 года в украинской деревне Ново-Александровка неподалеку от Житомира. Хлопец вырос высоким и ладным, с артистической жилкой. Родным языком для него был украинский, на котором Василий прекрасно говорил и исполнял народные песни. Юноша окончил шесть классов сельской школы и хотел учиться дальше. Но в одно мгновение жизнь круто изменилась: в 1941 году видного парубка Кардашевского угнали в Германию «работать на Гитлера», как, усмехаясь, рассказывал сам Василий Станиславович. Так он стал остарбайтером: три года трудился на заводе по производству медицинской техники «Сименс-Райниге-Верке» в городе Эрлангене, собирал детали для рентгеновских аппаратов. На остарбайтерах немцы так же тестировали новое оборудование: «истинные арийцы» сами облучаться не желали.

В Эрлангене Кардашевского называли Вальдемаром. Первая юношеская любовь и первые познания о правде человеческих отношений, которые не зависят от прихоти диктаторов или национальных различий, пришлись именно на эти суровые годы. На всю жизнь Василий Станиславович сохранил теплые благодарные воспоминания о простом немецком рабочем Отто Шохе, который подкармливал и опекал его в германской неволе, только благодаря этой заботе паренек и смог выжить на чужбине.

Свободу в 1944 году принесли американцы - Эрланген находился в их зоне влияния. Василий Кардашевский не забыл дружелюбие и заботу союзников, которые оберегали освобожденных «рабов третьего рейха» от возможных провокаций и нападений фашистов, и угощали бывших острарбайтеров вкуснейшим американским шоколадом.

 

2. «Красивей Камчатки в мире нет!»

 

После войны Василий Кардашевский окончил отделение физического воспитания педагогического училища в Бориславе, стал мастером спорта СССР по пулевой стрельбе и чемпионом СССР по пожарно-прикладному спорту, женился.

В конце пятидесятых годов прошлого века на Украину приезжало много рабочего люду с Дальнего Востока. Василия Станиславовича очень увлекли рассказы о Сахалине, и однажды он пустился в путешествие, чтобы своими глазами взглянуть на далекий остров. Но встретившиеся в поезде Москва-Владивосток демобилизованные солдаты, соблазнили его рассказами о другой необыкновенной и загадочной земле - Камчатке.

Кардашевский изменил маршрут и отправился на полуостров. Это была мгновенная, но крепкая любовь с первого взгляда - потрясающие пейзажи и дружелюбные местные жители пленили сразу и навсегда.

Василий Станиславович тут же решил остаться на Камчатке, и она стала его музой и судьбой. Именно здесь он впервые взял в руки фотоаппарат. Василий Кардашевский был убежден: «красивей Камчатки в мире нет», и его работы это наглядно подтверждают.

 

3. «Возвращение в молодость...»

 

Один из основателей народного фотоклуба «Камчатка», обладатель членского билета клуба № 1 Василий Кардашевкий начал свою творческую биографию... с увлечения киноискусством. В СССР искусство движущейся фотографии было провозглашено важнейшим, и даже в далеком от центров киноиндустрии Петропавловске существовала любительская киностудия (ведь фотоклуб «Камчатка» изначально создавался как КИНОфотоклуб), где каждый желающий мог попробовать себя в роли оператора или режиссера.

Василий Кардашевский использовал эту возможность сполна. Им было создано несколько короткометражных документальных лент, которые получали призы на всесоюзных фестивалях. Так, лента «У подножия Алнея» о Быстринском районе в 1974 году стала лауреатом Всероссийского смотра любительских фильмов и получила приз журнала «Дружба народов». И хотя это был лишь смотр самодеятельного художественного творчества, уровень лент Василия Кардашевского ничуть не уступал работам профессиональных кинематографистов.

Снимал Василий Станиславович увлеченно, вкладывая в кино не только свой яркий талант, потрясающую энергию и бурный темперамент, но и свои собственные средства. Если большинство кинолюбителей снимали на узкую пленку, то Василий Кардашевский использовал профессиональное оборудование. Как-то на Дальневосточной студии кинохроники он приобрел по случаю списанный «Конвас» (профессиональную кинокамеру для пленки 35 мм), и снимал, снимал, снимал с фанатизмом неофита... Только благодаря тому, что пленки Кардашевского хранились в гараже у автора, экземпляры этих выдающихся произведений и документов эпохи не были сожжены, как масса уникальных киноматериалов, которые варварски истреблялись в государственных кинохранилищах в 1990-е и 2000-е годы.

В 1966 году во время организованного им авторалли «Камчатка-Москва-Камчатка» Кардашевский снял документальную киноленту «Возвращение в молодость», в которой рассказал о тех, кто устанавливал Советскую власть на нашем полуострове. Особенно гордился Василий Станиславович кадрами, снятыми в Подмосковье, показывающими Ивана Емельяновича Ларина – председателя первых Советов на Камчатке.

 

4. «Корякия — любовь моя!..»

 

Чтобы организовать просмотр лент Василия Кардашевского мне пришлось приложить немалые усилия: найти в столице камчатского края киноустановку, на которой можно просмотреть авторское документальное кино, снятое на целлулоидной пленке, оказалось занятием весьма сложным. Спасибо профессионалам и руководству киноцентра «Планета», которые старались помочь, как могли. Именно из комнатки киномеханика в «Планете» Василий Кардашевский впервые за много лет увидел кадры, снятые в Корякии почти полвека назад. Качество проекции было отличное, пленка прекрасно сохранилась, но современное оборудование не воспроизводило звуковую дорожку. Учитывая то обстоятельство, что ленты Василия Кардашевского черно-белые, для полной иллюзии сеанса немого кино в «Планете» не хватало только тапера... Спасибо руководству и работникам киноцентра «Октябрьский» (ныне, увы, недействующего), которые оказали техническую помощь при подготовке пленок к просмотру...

Однако единственным местом в городе, где можно было прокрутить ленты Кардашевского со звуком, стала аппаратная военной кинобазы, располагавшейся в районе бывшего кинотеатра «Россия». Сегодня и этот очаг культуры безвозвратно угас. Но, как бы то ни было, именно благодаря существованию этой кинобазы удалось посмотреть уникальный фильм, созданный Василием Станиславовичем в 1970 году к 40-летию образования Корякского автономного округа.

«Молодой, заводной был», - с улыбкой рассказывал о своих кинематографических приключениях в Корякии Василий Кардашевский. Особенно удались ему кадры летящей собачьей упряжки. Коллеги и друзья потом недоумевали, как смог он настолько мастерски передать динамику гонки и стремительный бег камчатских ездовых. А все оказалось и очень просто, и чрезвычайно сложно: Василий Станиславович с кинокамерой лег в заранее подготовленное небольшое углубление в снегу практически на трассе гонок, упряжка перелетела прямо через него. Откровенно говоря, съемка велась с реальным риском для жизни, зато кадры получились исключительные: собаки, вспенивая снег, несутся прямо на зрителя, создается полная иллюзия присутствия, и это - за десятилетия до наступления эры трехмерного киноизображения. Лента дарит и много других удивительных открытий. Мы видим молодую Екатерину Гиль на сцене Камчатского драматического театра. Василий Станиславович вновь нашел необычный ракурс, сцену театра он снимал из суфлерской будки.

Кардашевский за кинокамерой - не бытописатель, он поэт и большой художник. Его кадры пропитаны терпким обаянием камчатского Севера, бережным вниманием и подлинной любовью к его жителям. Совершенно справедливо друг и соратник Василия Станиславовича Михаил Жилин назвал Василия Кардашевского нашим камчатским Урусевским, ставя его творчество вровень с искусством великого оператора, снявшего легендарный фильм - триумфатор самого престижного в мире Каннского кинофестиваля.

 

5. «Нотаймэ»

 

Но все же широкую известность принесла Василию Кардашевскому именно фотография. Кино - коллективное искусство, и даже мощнейшей энергетики Василия Станиславовича было недостаточно, чтобы практически в одиночку продолжать этот трудоемкий процесс. Он решил сконцентрироваться на фотосъемке, но и здесь каждый его кадр полон динамики, экспрессии и драматизма - явное следствие увлечения кино.

А еще фотомастеру Кардашевскому действительно всегда сопутствовала удача. Его козырный снимок, его визитная карточка - «Нотаймэ» («Старейшина») наглядно это подтверждает.

Василий Кардашевский часто и подолгу жил среди оленеводов, брал отпуск за свой счет и пристально наблюдал быт аборигенов, течение обычной повседневной жизни. Однажды Василий Станиславович вместе с городской агитбригадой  отправился в стойбище. Когда наступило время возвращаться домой, и все уже спешили к готовому вот-вот взлететь вертолету, вдруг среди всеобщей суеты Кардашевский увидел пожилого коряка, лицо которого заставило его тут же броситься к фотокамере. Он снял всего один кадр, запрыгнул в вертолет и улетел.

Возможно, что только ради этого единственного кадра однажды приобрел Василий Станиславович в какой-то московской комиссионке французскую антикварную очень дорогую   камеру с отменной немецкой оптикой и звучным, точно марка шикарного лимузина, именем «Тортон -Пикард». Что получится из этого мимолетного снимка, Мастер и сам не знал, работать пришлось с нарушением всех правил: солнце стояло в зените, дожидаться подходящего освещения времени не было...

Настоящее чудо произошло, когда в тишине домашней фотолаборатории Василий Кардашевский стал проявлять драгоценный кадр. Постепенно из недр негатива появилось лицо, напоминающее древнюю ритуальную маску, будто предназначенную для каких-то таинственных, магических обрядов. Словно глубинная сущность Камчатки, ее подлинная, до поры сокрытая от глаз душа каким-то мистическим образом запечатлелись на серебре фотопленки. Каждая черта этого невероятно выразительного лица, кажется, изваяна резцом гениальных скульпторов - камчатской природой и генетической памятью корякского народа, испокон веков одухотворяющего нашу суровую, но по-особому щедрую землю...

Так появился на свет снимок, который оказался едва ли ни самым удачным в творческой коллекции Василия Кардашевского. Сам Мастер его очень любил и даже для адреса своей электронной почты выбрал имя «Notajme».

 

6. «Есть такой парень...»

 

В 1976 году на Дальневосточной студии кинохроники для киножурнала «Дальний Восток» был снят сюжет «Есть такой парень...», рассказывающий о жизни и творчестве Василия Кардашевского.

Это небольшой сюжет о настоящем художнике, для которого фотография стала главным делом всей жизни и для которого самым важным было не признание или вознаграждение, а сам процесс фотосъемки, благодаря которому он испытывал подлинную радость.

Василий Кардашевский - фотомастер от Бога. Композиция его кадра идеальна. Возможно, кто-то скажет, что Кардашевский просто удачливый любитель. На самом деле он от природы был наделен редкой способностью видеть прекрасное в обыденном, мягким юмором, безупречным вкусом, потрясающей работоспособностью, высокой требовательностью к себе и к окружающим, добрым нравом, который, однако, соседствовал с бескомпромиссностью суждений по принципиальным вопросам - не это ли необходимые составляющие подлинного таланта? ...

 

P.S.

 

Весной 2014 г. я беседовала с Василием Станиславовичем, как оказалось в последний раз. Он собирался уезжать к дочери в Крым, так как стало слабеть зрение, и ему все трудней было работать. Но по мере сил он продолжал трудиться над макетом своего фотоальбома и очень беспокоился о дальнейшей судьбе кинолент «Возвращение в молодость» и «Край корякский – родина моя», позитивные копии которых он передал на временное хранение в Камчатский краевой объединенный музей, мечтая о том, чтобы перевести их в цифровой формат и сделать доступными для широкого круга зрителей. Василий Станиславович очень хотел, чтобы его работы остались на Камчатке, чтобы они были в открытом доступе, и чтобы все, кому дорого и интересно его творчество имели возможность с ним соприкасаться.

К сожалению, при жизни Василия Кардашевского не было издано не только альбома его фотографий, но даже ни одного каталога его фоторабот.

Эта публикация – дань памяти Мастера и выполнение его творческого завещания.

Очень хочется надеяться и на то, что найдутся силы и средства оцифровать киноленты Василия Кардашевского, и тогда жители не только Камчатского каря, но и всей России получат возможность увидеть эти уникальные кадры.

 

Елена Караткова, научный сотрудник
Камчатского краевого художественного музея

Назад