«У Колдуньи-горы». Персонажи картины Вадима Санакоева

2013 год в Камчатском крае был объявлен Годом национальной культуры, посвященным памяти Александра Гиля - заслуженного артиста РСФСР, почетного гражданина Петропавловска-Камчатского, балетмейстера, основателя Государственного академического корякского национального ансамбля танца «Мэнго». 18 марта 2013 года Александру Гилю исполнилось бы 70 лет.

К этому событию была приурочена выставка «Жизнь в танце», которая прошла в залах Камчатского краевого художественного музея. Посетители выставки увидели живописные произведения Вадима Санакоева, Юрия Назарова и других художников, запечатлевших выступления ансамбля «Мэнго», портреты Александра Гиля и его артистов, а также сценические костюмы, фотографии, документы, книги, афиши, буклеты. Экспонаты рассказывали о творческом пути, которым прошёл ансамбль «Мэнго» под руководством его создателя и первого художественного руководителя.

Одним из центральных экспонатов выставки было монументальное художественное произведение «У Колдуньи-горы» кисти известного камчатского художника Вадима Санакоева. На полотне художник ярко передал национальный колорит корякского праздника, который пришёл в современную жизнь из далёкой древности.

Колдунья-гора находится в Карагинском районе. С одного склона горы виден залив Тихого океана - Залив Литке, другой склон обращён к величественному Срединному хребту. А у подножия горы расположено село Карага. Именно здесь с древних времён отмечается самый большой праздник карагинских коряков – «Хололо». Он начинался поздней осенью, после окончания морского промысла и длился более месяца до наступления зимнего охотничьего сезона. В древние времена коряки, совершая на празднике ряд ритуалов, выражали духам моря свою благодарность за прошедший промысловый сезон и просили удачу на будущий сезон.

На дальнем плане картины – склон Колдуньи-горы, он местами покрыт снегом, а на переднем плане – совершенно фееричное праздничное действие. «Праздник «Хололо» сконцентрировал в себе древние обычаи, ритуальные танцы, это праздник, на котором можно отведать оригинальные корякские национальные блюда, увидеть в полном блеске праздничную одежду, услышать песни, перешедшие по наследству от предков, и проследить, как рождаются новые, быть свидетелем соревнований игры на бубнах, соревнований женщин в танцах, а мужчин в силе, ловкости и удали. Здесь, на празднике, обнажаются истоки корякской музыки, танца, песни и народного мимического театра», – так описал праздник этнограф, собиратель камчатского фольклора Владимир Малюкович, который присутствовал на таких праздниках в конце 1960-х годов (1, с. 59).

Уникальность традиционного праздника северян Вадим Санакоев передал с большим вдохновением и искренностью. В картине «У Колдуньи-горы» достоверно изображены хозяйственная утварь, постройки, праздничная одежда, точно переданы жесты и пластика движений. Однако, этнографическая точность – это одна из линий жанровой многофигурной композиции. Картину можно охарактеризовать как групповой портрет, причём участники древнего праздника имеют портретное сходство с известными писателями Камчатки: Георгием Германовичем Поротовым, Владимиром Владимировичем Косыгиным (Коянто) и артистами национальных ансамблей. Во время подготовки выставки сотрудники музея попытались отыскать источники, по которым можно было бы составить список персонажей картины, но оказалось, что ни в воспоминаниях, ни в исследовательских статьях таких сведений ещё никто не публиковал. Тогда решено было обратиться к ветеранам ансамбля «Мэнго» с просьбой помочь установить фамилии персонажей картины. Они быстро отозвались на нашу просьбу. Екатерина Трифоновна Гиль – заслуженная артистка России передала в музей записку, в которой ею были подписаны более двадцати портретов, а ещё в записке было несколько строчек с её собственными воспоминаниями о Вадиме Санакоеве и о былых корякских праздниках. Сведения Екатерины Трифоновны дополнили Иосиф Иннокентьевич Жуков и Марина Евгеньевна Беляева.

Но прежде чем перейти к описанию героев картины, хочется привести текст из записки с воспоминаниями Екатерины Трифоновны Гиль.

«Вадим Санакоев любил и восхищался культурой малочисленных народов Камчатки.

Картиной «У Колдуньи-горы» художник хотел показать масштабность былых празднеств на Камчатке, когда аборигены съезжались со всех мест погостить и показать свои таланты в пении, танце, посостязаться в национальных видах борьбы, в гонках на оленьих упряжках, а то и выбрать себе невесту, которая была бы мастерицей, красавицей, хорошей продолжательницей рода.

Вадим Санакоев знал все национальные коллективы [Камчатки], знал, когда они находятся проездом через Петропавловск-Камчатский, и использовал любой момент, чтобы зарисовать или пригласить артиста на позирование. Смеялся над тем, что мы всегда были нетерпеливы – сидеть час и более в одной позе было тяжело, но власть и обаяние нашего друга, видимо, брало верх, тем более, он дальновидно говорил, что это на века останется – надо. «Невозможные мои!» – так он нам говорил всегда при встрече, метко вглядываясь в наши лица, и непременно приглашал посетить его мастерскую, где уже пахло кавказским шашлыком, резаными овощами и фруктами. Бегло мы сообщали, куда держим путь на сей раз, и Вадим быстрыми мазками наносил краски на холст, где мы остались навечно молодыми, полные задора и молодости».

Между художником, артистами ансамбля «Мэнго» и их руководителем Александром Гилем существовала давняя и крепкая дружба. Их первая встреча произошла в 1971 г., когда Вадим Санакоев, будучи молодым художником, приехал на Камчатку. Картина «У Колдуньи-горы» была написана в 1990-м г. За этот период Александром Гилем была создана уникальная школа корякской хореографии, а его молодые воспитанники стали профессионалами сцены, непревзойдёнными исполнителями танцев коренных народов Камчатки. Ансамбль «Мэнго» приобрёл всемирную славу. У него появились последователи – самобытные, яркие танцевальные коллективы. Древняя танцевальная культура Камчатки возродилась на профессиональной сцене, сохранив при этом свою национальную форму. Такая сюжетная линия раскрывается в картине «У Колдуньи-горы», через знакомство с её персонажами.

Георгий Германович Поротов и Владимир Владимирович Косыгин1 – известные камчатские поэты, писатели, в начале 1960-х гг. стояли у истоков первого камчатского профессионального ансамбля, который вначале был создан как любительский самодеятельный ансамбль в посёлке Палана при Доме народного творчества, где директором был Г. Г. Поротов, методистом культурно-просветительной работы – молодой Владимир Косыгин. Организатором самодеятельного ансамбля была легендарная исполнительница корякских танцев Татьяна Петровна Лукашкина. Поротов и Косыгин совместно оказывали большую помощь коллективам художественной самодеятельности в национальных районах и, конечно, сами были участниками ансамбля, созданного Т. П. Лукашкиной.

Выступление самодеятельного ансамбля из пос. Палана. 1960-е гг.

В 1965 г. этот ансамбль успешно выступил на областном смотре в Петропавловске-Камчатском, затем на зональном смотре в Хабаровске и стал кандидатом на заключительный концерт Смотра сельской художественной самодеятельности в Москве. Выступление проходило в Кремлёвском Дворце съездов в марте 1965 г. Артисты из Паланы с успехом исполнили корякские танцы «Чайки» и «Млавытын» («Молодость»). Из зрительного зала за их выступлением наблюдал молодой украинский балетмейстер Александр Гиль - забыть камчатские танцы было невозможно. А. В. Гиль обратился в Министерство культуры с просьбой направить его работать на Камчатку. В результате он получил назначение на должность художественного руководителя народного ансамбля песни и танца Корякского Дома народного творчества.

«Гиль ворвался в Корякский округ молодым воодушевлённым художником, от соприкосновения с которым изменилась судьба многих молодых камчатцев» (2, с. 31). В Палане он создал практически новый танцевальный коллектив, в котором «собрались простые, жизнелюбивые ребята, пусть мало что смыслящие в искусстве, но до самозабвения преданные народным традициям, генетически унаследовавшие пластику, ритм, музыкальность своих предков» (2, с. 27). Через два года молодые артисты выступили на сцене с первым корякским балетом «Мэнго», поставленным Александром Гилем. Именем «Мэнго» стал называться и ансамбль, в котором Александр Гиль более двадцати лет (до 1988 г.) был постановщиком танцев и художественным руководителем. За это время ансамбль тринадцать раз выезжал на зарубежные гастроли. Постоянно бывал на гастролях в Москве, Ленинграде и многих других городах страны. Многократно участвовал на всемирных и всесоюзных фестивалях. В 1973 г. получил первую премию и золотую медаль на X Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Берлине.

Ансамбль «Мэнго». Репетиция. Конец 1960-х.

Такой успех ансамблю обеспечил подлинный этнографический материал, на основе которого Александр Гиль создавал хореографические постановки и, несомненно, яркий талант артистов. Более десяти участникам ансамбля присвоено звание заслуженных артистов, заслуженных работников культуры. Иосифу Жукову и Татьяне Романовой присвоено звание народных артистов. Петр Яганов награждён орденом Дружбы народов.

Ансамбль «Мэнго». Танец «Свадьба в тундре»

Ансамбль «Мэнго». Танец «Бубнисты»

Ансамбль «Мэнго». Танец «Тропинка»

История создания и профессионального становления всемирно известного ансамбля подробно и искренно описана в документальных книгах «Мэнго» и «След Ветра» известного камчатского музыканта и журналиста Валерия Кравченко и в книге «Жизнь в танце», которую автор - первая солистка ансамбля Екатерина Гиль (Уркачан), посвятила своему мужу Александру Гилю. Многих людей, возрождавших древнюю культуру Камчатки, уже нет с нами. Ушли из жизни Вадим Санакоев, Александр Гиль, Георгий Поротов, Владимир Косыгин (Коянто), Иосиф Жуков, Борис Жирков, Николай Лазарев, Мария Притчина, Сергей Кевевтегин… Но в этих книгах навсегда останутся описания судеб «мэнговцев» и их первого руководителя – Александра Гиля, также как и их портреты навсегда останутся на холстах Вадима Санакоева.

На картине «У Колдуньи-горы» художникзапечатлел первый – звёздный состав «Мэнго». Народный артист РФ Иосиф Иннокентьевич Жуков около 25 лет был солистом  ансамбля, а в 2001 г. в посёлке Палана создал свой фольклорно-этнографический ансамбль «Ангт», в 2010 г. стал лауреатом Правительственной премии РФ «Душа России». Народная артистка РФ Татьяна Фроловна Романова почти всю свою творческую жизнь связала с «Мэнго», в настоящее время она депутат Законодательного собрания Камчатского края, Президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Камчатского края. Заслуженный работник культуры, лауреат Правительственной премии «Душа России» Борис Александрович Жирков в постановках «Мэнго» исполнял главные роли. С 1980 по 2007 год он руководил знаменитым ительменским ансамблем «Эльвель», который создала ещё в 1967 году в с. Ковран Тигильского района прославленная ительменская мастерица, знаток древних песен и преданий Татьяна Евстроповна Гуторова. Связали свою дальнейшую судьбу с культурой Камчатки заслуженная артистка РФ Екатерина Гиль и заслуженный работник культуры РФ Раиса Ефремова (Липатова). Екатерина Трифоновна Гиль заведовала Центром национальных культур при Доме культуры и досуга «Сероглазка» в Петропавловске-Камчатском. Раиса Петровна Ефремова много лет работала референтом в Министерстве культуры Камчатского края. Одним из первых в ансамбле получил звание заслуженного артиста РФ Николай Лазарев. «Он мало - только четверть века – украшал Камчатку своим сверкающим талантом. Но, благодаря ему, умчавшийся ХХ век нам кажется чуть-чуть светлее…» (3, с. 67).

Из плеяды артистов «Мэнго» в самозабвенном веселье пляшут Кондрат Яганов, Надежда Солодякова, Людмила Етнеут, Михаил Кухляп, Шура Ключникова (Явнуни), Анна Лазарева, Лиза Долган, Сергей Миронов, Михаил Стручков, Николай Яганов.

Артистка ансамбля «Эльвель» Екатерина Левковская изображена на картине, в момент совершения праздничного ритуала. Она повязывает священную траву на шею деревянной фигуры ительменского бога – Хантая. На холсте есть портрет Марии Иннокентьевны Притчиной – одной из старейших исполнительниц корякских песен, мастера горлового пения, участницы ансамбля «Лаутэн» («Травушка»), созданного в с. Анапка Карагинского района в 1978 г. Под удары бубна поёт Костя Уркачан – маленький солист детского ансамбля «Ваямпель», что был создан в Палане. Несколько юношей в весёлом танце подбрасывают вверх бубны. Среди них Сергей Кевевтегин – первый камчатский балетмейстер. В 1984 г. в Петропавловске при музыкальном училище он создал молодёжный национальный ансамбль, которому Георгий Поротов дал имя «Уйкоаль». Танцующая группа на заднем плане – участники этого ансамбля.

Среди участников общего, гипнотизирующего танца есть и простые жители камчатского севера, к которым с большой теплотой относился Вадим Санакоев. Образу Севера, быту и культуре народов, исстари населяющих Камчатку, посвятил он свою творческую деятельность. Но «Если бы Вадим Владимирович Санакоев за всю свою жизнь написал всего одно полотно – «У Колдуньи-горы», то его имя на века стало бы принадлежать Камчатке» (4).

 

  1. Малюкович В. Н. Праздник карагинских коряков «Хололо» // Краеведческие записки. Петропавловск-Камчатский: Дальневост. кн. изд-во, Камч. отд. Петропавловск-Камчатский, 1971. Вып. 3. С.59 – 66.

  2. Кравченко В. Мэнго. Петропавловск-Камчатский : РИО «КОТ», 1995. 256с.

  3. Кравченко В. След Ветра. Петропавловск-Камчатский : Новая книга, 2007. 592с.

  4. Кравченко В. Санакоев рядом… [65 лет живописцу Камчатки. О творчестве мастера] // Нов. Камч. правда. 2003. 6 нояб. C.1, 5.

Пыжьянова О. А.,
старший научный сотрудник
Камчатского краевого художественного музея

______________________

1. Жирным шрифтом отмечены персонажи картины В. Санакоева «У Колдуньи-горы»

 

Назад