Пейзажи русской провинции в собрании Камчатского краевого художественного музея

Камчатский краевой художественный музей является обладателем более 100 произведений, выполненных во второй половине ХХ века известными отечественными художниками. Среди них выделяются живописные работы, наполненные особым чувством гармонии человека и окружающей среды. Это пейзажи русской провинции. В них зрители видят изображения бескрайнего ландшафта среднерусской полосы, бытописание повседневной деревенской жизни, виды провинциальных городов с памятниками русского зодчества. Произведения были созданы художниками в Ростовской, Рязанской, Псковской, Владимирской, Тульской, Вологодской, Московской областях. На этой исторической территории на протяжении многих столетий шло формирование национальной русской культуры, духовных ценностей, мировоззрения и характера русского человека, крепло чувство его любви к родной земле, родной природе. В отечественном изобразительном искусстве это чувство становится критерием прекрасного, источником размышлений и переживаний. Не случайно в период расцвета русского пейзажа как жанра в последней трети ХIХ-го – начале ХХ века, получил наибольшее развитие именно лирический пейзаж, откликающийся глубоким эмоциональным чувством в душе человека.

В музейной коллекции примером органичного развития линии русского лирического пейзажа являются реалистически выполненные произведения народного художника СССР Б. В. Щербакова, народного художника России В. Н. Телина, заслуженного художника России О. Ю. Смирнова, художника-живописца В. Ф. Бурлакова. Авторами отдано предпочтение не панорамным пейзажным композициям, а камерной концепции, позволяющей с большей непосредственностью отображать неповторимые приметы и состояние природы.

«Я очень люблю пейзаж. Люблю небо, и когда оно высокое, голубое и светлое, и когда оно в короткий зимний день низко висит над головой в мглистом своем уборе. Я люблю его и осенью — хмурое серо-свинцовыми тучами… Я люблю оживление весны и конец лета с запахом меда и яблок, и снежную тихую зиму и туманы… Словом, я люблю свою землю, свою Русь!» — признавался художник Б. В. Щербаков Эту любовь не возможно не почувствовать в поэтически одухотворенном пейзаже «Старики». Старики – могучие дубы с пышными кронами, написаны с ощущением силы, мощи и непреходящей красоты природы.

В пейзаже «Последний снег» О. Ю. Смирнов в легких пастельных тонах передал влажность весеннего воздуха, пробуждение природы: на берегу водоема остатки последнего снега и молодой кустик с распускающимися почками. В картине В. Н. Телина «Лето» умиротворение и покой царствуют летним днем на берегу лесного озера. Произведение гармонично в своем колористическом построении. Цветовые контрасты в нем строятся на богатстве тональных оттенков зеленого цвета. Весь пейзаж будто подернут легкой дымкой. В пейзаже В. Ф. Бурлакова «Пруд на академической даче» радуют глаз и пышные кроны деревьев, расцвеченные палитрой первых осенних дней, и волнение воды, и колыхание травы от легкого ветерка.

В непритязательности и простоте мотивов этих произведений находит отражение душевная привязанность к красоте национального пейзажа, дающая вдохновение и силу для творчества.

Свою индивидуальную философию, нравственные ориентиры, внутреннее понимание искусства ряд мастеров выражали в деревенском пейзаже. Народный художник РСФСР И. В. Сорокин в тематическом пейзаже «Март» отразил живое впечатление от первых весенних дней через непосредственное бытописание русской глубинки. На переднем плане изображен склон, еще покрытый снежным настом, на втором плане – деревенский дом с хозяйственными постройками. Около открытой калитки стоит лошадь, запряженная в сани. Спокойную уравновешенную композицию, отражающую неторопливый ритм крестьянской жизни, оживляет изображение тропки – кто-то спустился вниз, пересекая склон по диагонали. Небо в работе практически отсутствует, тем не менее, небесная лазурь отражается голубыми тенями на снежном покрове. Композиция написана энергичными крупными пастозными мазками и построена на ярком контрасте тонов – светло-голубого, серовато-синего, желто-оранжевого, серовато-зеленого. Это создает впечатление наполненности пейзажа свежим воздухом, в нем ощущается яркость мартовского солнца.

Классическая живопись обрела полнозвучное продолжение и в творчестве заслуженного художника России Г. И. Пасько. Произведение «В конце октября» проникнуто одухотворенным созерцанием уютного уголка на окраине села. Желтеет трава, деревья сбросили листву, к закату клонится солнце. Осенний воздух прозрачен. Композиционный строй и максимально выразительная палитра наполняют произведение внутренней жизнью, движением. Оно передано в игре теней и солнечного света на стенах домов, в птичьих гнездах, спрятанных в кружеве ветвей, в динамично прописанном высоком серо-голубом небе с облаками. Автор эмоционально переживает изображаемый сюжет.

В картине заслуженного художника России Е. А. Соколова, названной автором «Осенний», пейзаж совмещен с натюрмортом и трудно отдать чему-либо предпочтение. Образный язык композиции повествует о гармоничном и неразрывном единении человека и природы, окружающей его. Элементы натюрморта, отсылающие к уютному домашнему миру: пышный букет полевых цветов в простой керамической вазе и спелые яблоки – композиционно и колористически вписаны в деревенский пейзаж с избами, стогами сена, скошенным полем и уходящими в даль лесами, окрашенными в многоцветье ранней осени. Высокая линия горизонта подчеркивает бескрайность мира, наполненного лирической красотой и покоем. Состояние покоя передано утонченным сочетанием светлых, прозрачных красок.

Толкование образа провинции как исторического пространства, хранящего память о жизни многих поколений, можно увидеть в пейзаже-картине А. А. Лапшинова «Осень». Архитектурные памятники православной старины, показанные в контексте будничной жизни современной деревни, воспринимаются как органичная часть настоящего бытия.

С темой Родины – её природой, старинными русскими городами, крестьянским укладом было неразрывно связано и творчество художника С. И. Осипова. Свое мировосприятие живописец воплощал индивидуальным художественным почерком. Картина «Псковщина» отмечена некоторой условностью формы и всей композиции, стремлением к обобщениям, уходу от созерцательного натурализма к некоторой символике, не переходя однако грани, за которой живопись порывает с реальным миром. Небо, нейтральный фон, стена дома, маковка церкви написаны в лиловых тонах, удивительно тонко передающих настроение пейзажа. Искусствоведы отмечали в пейзажах С. И. Осипова русскую мягкость, мелодичность, ясный ритм и ту неповторимую соразмерность, по которой безошибочно узнаётся национальный характер ландшафта. Упрощая, а порой несколько деформируя предметы, он подчеркивал их трёхмерную конструкцию и те внутренние силы, то напряжение, с которым их создала природа или человек. «Надо напомнить зрителю о скрытой энергии, наполнявшей каждую вещь. Для меня именно здесь родник поэзии, а не в рассказах о действии или событии», – признавался художник.

В творчестве народного художника СССР П. Т. Фомина присутствуют разные живописные тенденции. В реалистично выполненном произведении «Начало осени» художник, тонко чувствовавший природу, передал момент наступления осени через пятна пожухшей травы на косогоре, голые веточки на кустике и березках, через «золотую» листву на деревьях в лесной чаще. Пейзаж наполнен мягким лиризмом и задушевностью. Композиция «Светлый день» выполнена в характерной стилистической манере, представляющей собою органический синтез реалистического и импрессионистического пейзажей. На холсте изображена неброская красота русской природы: в летний солнечный день над озером и холмами с зелеными полянами и перелесками низко проплывают бесчисленные белые кучевые облака. Они заполнили почти все небесное пространство, отбрасывая на землю голубые тени и превращая бескрайний простор в голубую даль. Голубым светом отразились холмы на зеркальной глади озера. Выполнив произведение в нежных бело-голубых тонах, художник «удержал» на холсте скользящее впечатление от переменчивого состояния натуры. «Это и был неузнанный нами русский импрессионизм, состоявший не в приёме, а в остром чувстве состояний природы, в трепете перехода, во влажном дыхании тёплых зим, первых холодов, молодой весенней грязи, когда уместны одни безличные глаголы: тает, стынет, вечереет…» – так отозвался о неповторимой стилистической манере П. Т. Фомина искусствовед В. Я. Курбатов.

Мотив пейзажа «Троице-Лыково» живописца Ю. А. Маланенкова неприхотлив: старый забор, заросли деревьев и маковка церкви на горизонте. Наедине с природой художник у мольберта. На всем лежит печать пасмурного дня ранней осени. Широкими длинными мазками кисти показано движение туч на темнеющем небе, а короткие мелкие мазки передают волнующее дрожание листвы на деревьях в порыве ветра. Неповторимый миг предгрозового напряжения художник запечатлел с большим искренним чувством. Пейзаж написан в традициях русского реалистического искусства, для которого стал органичным опыт отечественных и французских импрессионистов.

Умением улавливать переходные состояния природы всегда славились лучшие русские художники. В картине В. А. Трифонова «Дом у реки» образно передано состояние первых ненастных зимних дней. Погружена в покой засыпающая природа и старенький дом на берегу реки. На землю уже лег снег, в холодном тумане растворяются деревья на дальнем плане. Контрастом этому сонному состоянию художник изобразил небо, оно превращается в воздушную стихию, несущую стужу. Сквозь плотные облака с трудом пробивается рассеянный солнечный свет. Небо насыщено переливами холодного цвета от серебристого к синевато-серому. Его живописная фактура строится динамичными широкими мазками кисти. Чувствуется дыхание зимы.

Мощным темпераментным письмом обладал приверженец классической школы живописи заслуженный художник России Г. А. Сысолятин. В пейзаже «Вишня цветет» им мастерски выстроены цветовые отношения, сочетание нюансов в темной палитре со всполохами света. Важную роль в данной работе играет отражение солнечного света от разных элементов композиции. Крыша и стена деревянного дома как будто укрыты ласковым солнечным светом, краску художник наносит спокойными мазками, тональными переходами подчеркивает рельефы. Практически не проникает солнечный свет вглубь высоких деревьев. Их густая крона выписана плотными энергичными мазками в темно-зеленых тонах. Больше теплых «солнечных» тонов в игре света и тени на зеленой траве. Композиционным и эмоциональным центром работы являются деревца цветущей вишни. Солнечный свет вибрирует и переливается на бело-голубых цветах, исполненных в импрессионистической манере мелкими динамичными мазками. В пейзаже чувствуется душевное состояние художника, навеянное яркой красотой цветущих деревьев.

В пейзажах, посвященных памятникам древнерусской архитектуры, воплощена тема духовной, культурной памяти. Красота, сотворенная предками, не утрачивает своего значения с течением времени. Отличается особым величием, благородством силуэта и гармонией с окружающей природой сооружение древних зодчих в картине В. И. Барышкова «Горицкий монастырь». Произведение выполнено в характерной авторской стилистической манере, близкой к направлению наивного искусства. Мысль о преемственности духовного и культурного наследия прочитывается в картине «Улица в Торжке» заслуженного художника РСФСР В. А. Федорова – последователя русской реалистической школы живописи. В его работе памятники зодчества русских мастеров – колокольня и купол церкви, озаренные ярким солнечным светом и величественно возвышающиеся над скромной городской улочкой, являются доминирующей частью современной городской среды. Изображение одного из древнейших каменных соборов православной Руси в произведении заслуженного художника РСФСР В. Н. Чуловича – «Ростов Великий. Купола Богоявленского собора» отличается монументальностью. Такое впечатление достигнуто за счет укрупнения форм и показа только фрагмента собора на фоне чистого неба. Особым характером композиции автор стремился выразить историческую суть, духовную составляющую памятника древнего русского зодчества. Желанием передать свое индивидуальное видение архитектурного мотива отмечены пейзажи В. И. Сандырева «Вечер» и «Троицкий собор» из серии «Загорск. Лавра». Памятники древнерусской архитектуры – главные «герои» его произведений – помещены на первый план, всё второстепенное обобщается, либо исключается. Пейзажи наполнены экспрессией, напряжением, эмоциональной взволнованностью. И, если в «Троицком соборе» можно увидеть приметы современной жизни, то в картине «Вечер» почти сказочные соборы Лавры, растворяющиеся своими очертаниями в вечерних сиренево-красных красках, передают образ Древней Руси. Зрелость художественного поиска, стремление соединить традиционный живописный опыт с экспериментами авангарда являются характерной чертой творчества целого ряда художников рассматриваемого периода, в том числе Валерия Сандырева.

Певцом природы и старинных русских городов называют народного художника России К. Б. Бритова – уроженца Владимирской земли, одного из основателей владимирской школы пейзажа. Живописная система этой школы опирается на глубокие народные традиции, отличается декоративностью, чистыми, яркими красками, передающими ощущение радости. В тематической картине-пейзаже «Суздаль. Синий день» художник передал многокрасочную жизнь владимирской земли, к которой испытывал чувство глубокой сыновней любви. Сюжет картины навеян его детскими воспоминаниями: «В детстве собирались торжища на четырех-пяти площадях. Я жадно наблюдал базарную толкотню, эту невероятную пестроту, которая непрерывно менялась, смешивалась, двигалась». В картине оживленная сцена народной жизни изображена на фоне величественных древних соборов, увенчанных золотыми крестами. Благодаря композиционно-ритмической организации цветовых пятен, пастозно положенных на холст мазков, на полотне создано ощущение праздника жизни.

Панорама пейзажей русской провинции, представленных в собрании Камчатского краевого художественного музея, позволяет отметить, что в отечественной пейзажной живописи второй половины ХХ в. получило значительное развитие лирическое начало. Произведения замечательны своей искренностью и достоверностью в выражении авторского мировосприятия, живописным мастерством, индивидуальностью «почерка». Они не утратили своего значения и в контексте современного искусства.

Пыжьянова О. А., старший научный сотрудник
Камчатского краевого художественного музея

 

Назад