Сергей Александрович Степанов (1929 – 2002)
Известный график, В его творчестве можно условно выделить два основных периода. Первый - это работа на Красноярской ГЭС. Второй - Камчатка, которая потрясла его своей экзотической красотой и покорила навсегда. Здесь он создал великолепные гравюры на пластике, посвященные г. Петропавловску-Камчатскому, уникальной природе Камчатки, серию «Исторические памятники Петропавловска-Камчатского».
С. А. Степанов. 1989
1. Творческая биография
Сергей Александрович Степанов принадлежал к такому типу художников, для которых жизнь и творчество – вечное подвижничество. Многие годы объектом его творчества были imagesСибирь, Дальний Восток, Камчатка.
Родился С.Степанов 5 июня 1929 года в г. Харбине (КНР), где жила его семья до 1954 года. Большую роль в накоплении первых, самых ярких впечатлений сыграл в его жизни отец – художник Александр Евгеньевич Степанов. С детства Сергей много времени проводил в мастерской отца, где овладел основами изобразительного искусства и получил профессиональную подготовку.
Самостоятельный творческий путь С. Степанов начал в 1955 году как театральный художник в Новосибирском оперном театре, затем работал в Красноярском театре музыкальной комедии. Постепенно станковая графика, в частности, линогравюра, покорила и увлекла художника. Поездка на Челюскинскую академическую дачу в Подмосковье в 1965 году, где Сергей Александрович работал вместе с известными советскими графиками, окончательно определила его выбор.
Основным выразительным средством работ художника становятся убедительность контрастов черного и белого, пластика форм, силуэтов и линия — то острая, то прерывистая, но всегда подчиненная определенному ритму. Художник добивался максимального обобщения, отбрасывая случайные детали. Его работа представляла собой цепочку: наброски с натуры, подготовительные эскизы, пробные оттиски, а в случае неудачи — все начинал сначала. И так ежедневно, год за годом. Но трудоемкость процесса не сковывали руку и фантазию художника, напротив, работа в материале дисциплинировала, воспитывала культуру графического мышления, формировала его индивидуальный почерк и неповторимое своеобразие манеры выражения.
С 1959 года С.Степанов становится постоянным участником художественных выставок, совершает многочисленные творческие поездки по стране. Его внимание было постоянно направлено на то новое, что рождалось на его глазах: новостройки сибирских городов и поселков, строительство Красноярской ГЭС, жизнь далекого Заполярья. Все это находило отражение в его работах.
С 1962 года судьба связала его с г. Дивногорском. Многие свои линогравюры он посвятил строительству Красноярской ГЭС. Лучшие из работ этой серии — «Красноярская ГЭС», «Плотина Красноярской ГЭС», «Огни стройки», «Дивногорск. Улица»— с успехом экспонировались на 3-й Всесоюзной художественной выставке эстампа, 2-й зональной выставке «Сибирь социалистическая», 3-й республиканской художественной выставке «Советская Россия». Эти работы — исторически конкретный рассказ о 1960-х годах.
С. Степанов. Красноярская ГЭС. 1968. Линогравюра
Так, в наполненной пафосом линогравюре «Красноярская ГЭС», художник создал аллегорический образ человека, покорившего могучий Енисей. Сталкивая резкие контрасты черного и белого, художник добивается глубокого внутреннего напряжения и драматизма, передавая с помощью штрихов и линий бурное движение стремительно низвергающихся вниз потоков воды. Кажется, слышится неумолкаемый гул, стоящий вокруг этого не прекращающегося ни на миг единоборства.
Ширился круг его пейзажных мотивов, повествующих о природе Сибири и Крайнего Севера. От композиции к композиции художник стремился раскрыть в ней все новые грани, показать ее своеобразие и очарование. Таковы «Красноярское море», «Дивногорск. Сосны»; цикл работ в результате поездок по Северу — «На краю земли. Диксон», «Северный ветер», «Скалы Хантайки», «Разбуженная Хантайка»; «Речной порт», «Череповец», «На старом канале» и другие — из поездки по Волго-Балтийскому каналу им. В. И. Ленина.
С. Степанов. Разбуженная Хантайка. 1973. Линогравюра
Особой страницей его творческой биографии стала Камчатка.
В 1977 году в составе творческой группы Союза художников СССР С. Степанов побывал на Дальнем Востоке и на Камчатке. Эта поездка стала для него судьбоносной. Природа Камчатки, ее люди настолько глубоко захватили художника, что в 1978 году он переехал сюда на постоянное место жительства.
В эти годы С. Степанов - уже сложившийся мастер с богатой творческой биографией. Первые его графические листы, созданные на Камчатке, зачастую были связаны с городским пейзажем. В линогравюрах «Камчатский порт», «Дороги к вулкану», «Камчатские поля» и других художник продолжил разработанные им ранее панорамно-эпические многоплановые композиции.
Но, пожалуй, как и всякий большой мастер своего дела, он не мог остановиться на достигнутом. Ведь у каждого художника, тем более гравера, есть свои «секреты», усовершенствования или новые приемы, позволяющие разнообразить технику.
После персональной выставки, прошедшей г. Петропавловске-Камчатском в 1980 году, художник все чаще вместо линолеума С. Степанов начинал использовать пластик. Гравюра на пластике дала более тонкую сеть штриха, новую фактурно-тональную нюансировку, что не только обогатило его графику, но и повлекло за собой значительное уменьшение формата и способствовало разработке иных композиционных принципов. Вместе с тем в пластическую ткань своих работ художник внес те акценты, которые позволили настраивать зрителей на постепенное рассматривание гравюры, на раздумье, сопереживание, будь то камерный («Ручеек») или панорамно-эпический пейзаж («Наши просторы»).
Много интересных материалов, которые впоследствии ложились в основу его станковых композиций, он, как и раньше, привозил из творческих командировок.
По материалам поездки по Амуру (1982) исполнены гравюры «Засольный цех», «Сплав», «Поселок Тахта».
С. Степанов. Озерновские просторы. 1983. Гравюра на пластике
Серия работ: «Над Озерной», «Курильское озеро», «Озерновские просторы», «Камбуз», «Старожилы. Кутхины баты» — связана с поездкой на юго-запад Камчатки, в район Курильского озера (1982). Островерхие скалы из белой пемзы, напоминающей рыбацкие баты, плотной стеной окружили узкую извилистую тропу, петляющую в распадке близ Курильского озера («Старожилы. Кутхины баты»). По преданию, древние люди поставили здесь на просушку свои лодки-долбленки. Художник сосредоточивает внимание на этих немых свидетелях прошлого, и как-то совсем по-особому воспринимается сей удивительный былинный ландшафт.
В середине 1980-х годов большие творческие удачи С. Степанова связаны с темой городского пейзажа. Его ранние восторженно-идеализированные индустриальные пейзажи со временем трансформировались в пейзаж-размышление.
С. Степанов был активным участником краевых, областных, зональных, республиканских, всесоюзных и зарубежных (Франция, ГДР, Япония, ФРГ) художественных выставок. В 1970 г. был принят в члены Союза художников СССР (с 1992 г. – Союз художников России).
Произведения С. А. Степанова находятся в фондах Камчатского краевого объединенного музея, Камчатского краевого художественного музея, Красноярского художественного музея, в частных собраниях России и за рубежом, закупались Дирекцией художественного фонда РСФСР, Министерством культуры РСФСР.
Творчество С. Степанова отличается цельностью. В его даровании органично сочетались способность к широте художественного обобщения и скрупулезность графика, преданного своему делу.
С. А. Степанов. 1990-е
2. Город Петропавловск-Камчатский в творчестве С. Степанова
Обращаясь в основном к жанру индустриального и городского пейзажа, художник каждый раз искал и находил убедительные графические средства для образного воплощения замысла, сопоставляя первозданную красоту северной природы с подчеркнутой конструктивностью геометрических объемов архитектурных сооружений. В то же время гравюры С.А. Степанова — это живой диалог художника и зрителя, где художник не преподносит готовых решений, а заставляет почувствовать ответственность за сохранение природы, за разумное отношение к ней.
Разрабатывая свои композиции, он использовал то камерные сюжеты («Тихая улочка»), то развернутые многоплановые композиции («Наши просторы», «Город-порт», «Вид на Мишенную»). В них автору удалось решить интереснейшую задачу овладения пространством, ритмической организацией листа, своеобразной мелодикой тональных пятен и линий. Использование различной степени моделировки формы, от детально убедительной до обобщенной, придает его работам большое разнообразие и сложность.
Глубоко лиричен пейзаж «Тихая улочка». Художник воспроизводит мотив камчатской зимы, суровой и одновременно мягкой. Клонится к закату, прячась за легкой вечерней дымкой, диск солнца. Его лучи, отбрасывая радужные окружья, чертят на снегу трепетные тени. Автор создает игру оттенков черного и белого, гармонично организуя их в переходящие друг в друга плоскости, поэтично передавая материальность природы, ее дыхание. Сочетание зыбкого света с четкими контурами домов и деревьев составляет главную прелесть листа.
Иное образное решение в гравюре «Наши просторы», изображающей панораму Авачинской бухты. Один за другим разворачиваются ярусы композиционных планов, открывая беспредельные границы пространства. Вздыбленные пласты земли уходящих вдаль полей и пышное разнотравье щедрой камчатской природы на переднем плане сменяются узкой полоской леса и городскими строениями, громадами сопок и серебристой рябью воды Авачинской бухты с темными силуэтами кораблей. Ощущение величия подчеркивают парящие нал бухтой перистые облака.
Полна покоя, чистоты и внутренней гармонии гравюра «Гордые цветы». В ней — незатейливое любование красотами камчатской земли. Тишина. Покачиваясь на мощных стеблях, утопающих в прохладной зелени, грациозно распушили светлые зонтики молочно-белые соцветия медвежьей дудки («Гордые цветы»). Все вокруг наполнено звенящим покоем и праздничной красотой. Необычность композиции, сочетающей в себе реалистическое видение натуры и декоративное обрамление, придает им символический, философский смысл.
Развивая тему старого и нового Петропавловска, включающего известные исторические места, художник создал цикл работ «Исторические памятники г. Петропавловска-Камчатского», в который вошли: «Часовня», «Мореплавателю Берингу», «Никольская сопка» и другие.
Впервые к историческому прошлому Петропавловска С. Степанов обратился в 1979 году в линогравюре «Памятник павшим». В конце 1980-х годов он вновь возвратился к начатой им ранее теме. Чтобы вписать в единую канву современность и стиль прошлого, художник использовал своеобразную ретроспективную архитектонику своих композиций. Декоративная статика обрамления графических листов, включающая ленты с надписями, символические знаки, морскую и военную атрибутику, словно отсвет былой истории, подчеркивает центральную часть композиции, заключенную в мягкий овал, помогает «прикоснуться» к прошлому, ощутить его атмосферу. И есть полное право повторить слова А. С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».
Черкашина
А. С., искусствовед, член Союза художников России,
старший
научный сотрудник Камчатского краевого художественного музея