Борщевский Виль Михайлович
(1937 - 2016)

 

Поэт, мастер резьбы по дереву – Виль (Вильгельм) Михайлович Борщевский родился 12 декабря 1937 г. в городе Улан-Удэ. В 1952 г. семья уехала из Бурятии. Десятилетку окончил в Амурской области на станции Магдагачи в 1955 г. и в этом же году поступил в Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта. Учёба в институте прерывалась трёхлетней  службой в армии, потому окончил институт в 1965 г. Несколько лет после окончания института жил и работал в Хабаровске. С 1979 г. живёт на Камчатке. Работал в конструкторско-технологическом  отделе ДСК, с 1993 г. по 2013 г. - в мастерской Центра культуры и досуга «Апрель», где обучал детей резьбе по дереву.

В 1997 году Виль Михайлович написал стихотворение «Хвала дереву»

 

Никогда и никого
Не унизит дерево,
Если даже высоко
Крона от корней его.
Не облает, не предаст,
Не обманет, не продаст.
Никогда и никого
Не обидит дерево.
Обогреет, приютит
И плодами угостит.
А уж сделать из него
Можно столько всякого

 

Поэзия и резьба по дереву увлекли Виля Михайловича ещё в юности. Сейчас он член Союза российских писателей, автор поэтических сборников «Телеграф весны» (1997), «Не бывает песни без поэта» (2003), «Камчатский календарь» (2014). В 1966-67 годах появились у Виля Михайловича первые изделия из дерева. «Люблю лес и природу - вообще. Бывая в лесу присматриваюсь к деревьям. Моё внимание привлекают обычно какие-нибудь неправильности. Такие вещи и становятся объектом моего творчества. Появившись на Камчатке летом 1979 года, я сразу стал осваивать пригородные леса – тот час же появились лесные   трофеи». Увиденные в лесных находках необыкновенные образы Виль Михайлович одухотворял авторской выдумкой и мастерством. В итоге они становились произведениями декоративно-прикладного искусства.  Эти изделия  необыкновенны по пластике, в них выражены личные, авторские интонации. Одни вызывают удивление, смех, другие - восхищение. Эти изделия полны юмора и лиризма.  В них выражено всё, чем полнится душа мастера. Изготовление изделий из разных древесных природных форм  содержит много секретов, которые, как мы видим,  открылись мастеру. Художественная работа с деревом с начала 1990-х годов стала главным делом Виля Михайловича.

Одно из своих направлений в творчестве он называет  «дендропластикой». Виль Михайлович, основываясь на богатый практический опыт, внёс в это определение новое содержание, отличающееся от ландшафтной дендропластики. Дендропластика, по его определению, – вид художественной обработки дерева, точнее, природной древесной формы. Как это осуществляется убедительно написано им в статье «Палитра из дождя, солнца и ветра – дендропластика», которая была опубликована в журнале «Словестница искусств» в 2004 г.

Несколько лет назад Виль Михайлович открыл в лесу ещё один секрет, и в результате  у него появился ещё один поделочный материал для занятий дендропластикой - небольшие наросты на дереве. Об этих образованиях в специальной литературе не было никаких сведений. И Виль Михайлович, порывшись в словаре Даля, нашел им подходящее название - бабошки. Согласно Далю – это древесная почка, пупок, т. е. древесная природная форма, материал для работы. Каждую бабошку Виль Михайлович наполнил  особенным содержанием. Их уже полторы сотни. И мастер уверяет, ни одна из бабошек не повторяет другую. Данное необыкновенным природным формам название «бабошка» Виль Михайлович закрепил в статье «Рождённые деревом», которая была опубликована в третьем номере журнала «Приамурье» за 2009 год.

С 1980-х годов Виль Михайлович участвует в различных выставочных проектах.  В 2002 г. был принят в члены Камчатской организации им Ф. Г. Тебиева Творческого союза художников России. К настоящему времени в его активе более 20 выставок. Произведения Виля Михайловича, выполненные в технике резьбы по дереву, были отмечены грамотами, дипломами, медалями на самых представительных выставочных площадках. В 1987 г. по итогам областной выставки мастер был отмечен почетной грамотой, а его работы отобраны для юбилейной экспозиции в Москве (в Советском Союзе отмечалось 70-летие октябрьской социалистической революции). В 1997 году работы Виля Борщевского были отмечены грамотой на выставке произведений камчатских художников, посвященной 300-летию присоединения Камчатки к России. Эта выставка проходила в  мэрии Москвы. В 2000 г. В. Борщевский участвовал в Московской выставке-смотре сувениров, посвященной 55-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В 2001 г. он стал лауреатом выставки изделий народных мастеров «Традиции предков в новый век», прошедшей в Петропавловске-Камчатском. В 2004 г. – лауреат выставки изобразительного и декоративно-прикладного искусства Всероссийского фестиваля «Салют Победы». В 2005 г. – лауреат всероссийской программы «100 лучших товаров России». В 2009 г. вклад Виля Борщевского в отечественную культуру был отмечен бронзовой медалью Творческого союза художников России.

В названиях персональных выставок Виля Борщевского, которые проходили в Камчатском краевом художественном музее, обязательно звучали слова «природа» или «лес»: 2002 г. – выставка «Природа и я», 2007 г. – выставка «Я из лесу вышел». Автор как бы подчёркивает, что природа и лес являются соавторами его творчества. А в названии выставки, посвященной 75-летию В. Борщевского, - «Инициал леса» (2012 г.) слышится признание мастера в том, что именно лес великий творец и первый автор. Именно лес дарит творческое начало Вилю Михайловичу, а он в свою очередь, максимально используя природные особенности дерева, с помощью дендропластики и художественной резьбы превращает древесные формы в изделия декоративно-прикладного искусства.

 

Пыжьянова Ольга Алексеевна, научный сотрудник
Камчатского краевого художественного музея

Назад