Коллекция произведений военной тематики
в фондах Камчатского краевого художественного музея
В годы Великой Отечественной войны 900 художников нашей страны были призваны на фронт. Далеко не каждый из них выполнял свою боевую задачу с карандашом и бумагой в руках. Воевали в артиллерии, в танковых войсках, в партизанских и разведывательных подразделениях, но чаще всего – рядовыми пехоты. Шестеро художников за боевые подвиги удостоены звания Героев Советского Союза. Наравне с мастерами других видов искусства, их творческим трудом создана впечатляющая изобразительная летопись войны. Сохранившиеся фронтовые рисунки и этюды – уникальные исторические свидетельства военного лихолетья.
Суровые испытания выпали на долю защитников Москвы осенью 1941 года, когда враг вплотную приблизился к столице. В эти дни были созданы работы, которые составляют гордость нашего музея – это работы Чибисова Леонида Константиновича «Москва. 1941 год» и Бориса Никоноровича Попова «Боевые подружки». Эти произведения, созданные на основе живых впечатлений, сохраняют в себе глубину и трепетность происходившего. Они несут удивительную достоверность, чувство сопричастности к событиям прошлого, становясь художественной летописью времени и истории. Проходят годы, и события прошлого укрепляются, обобщаются в памяти человечества, но при этом не теряют непосредственность ощущений, фактов, остроты деталей. В картине «Москва. 1941 год» близость к «первоисточнику» не умоляет достоинств работы, выполненным в ту пору совсем еще молодым художником. Могучее дыхание Родины в самый напряженный для неё период первой военной зимы ощутимо в лаконичном, предельно ясно скомпонованном пейзаже с его эмоционально точной цветовой выразительностью.
Многие художники, будучи солдатами лишь в свободные минуты брались за карандаш, а у кого была возможность - и за краски. Сохранившиеся работы военного времени сегодня стали для нас бесценными документами истории. Все эти работы, как правило, небольшие по размеру, сделаны на случайно попавшихся под руку листах бумаги или кусочках картона. Среди них много портретных изображений, таких как «Боевые подружки», написанные Борисом Никоноровичем Поповым (1909 – 2001), когда художник находился в народном ополчении под Москвой в декабре 1941 года. Угроза, нависшая над нашей страной и над всем миром в 1941 г., заставила женщин нашей страны по-иному оценить свои возможности, встать в строй наравне с мужчинами, заменить в тылу ушедших на фронт мужей, сыновей, братьев. За первую неделю войны заявления об отправке на фронт поступили от 20 тыс. москвичек, и спустя три месяца зачисления в ряды защитников Родины добились 8360 женщин и девушек Москвы. Наверное, ни одна из них в мирное время не подозревала, какая судьба ее ждет. У каждой были свои желания, которые из-за войны не сбылись. Все мечтали о яркой, интересной жизни, готовились стать учителями, врачами, инженерами. Но вот настал час испытаний. И недавние школьницы, которым было по 18-20 лет, ушли на фронт. Им было трудно, им было страшно, но, взяв винтовку, они шли мстить за поруганную честь Родины.
В конце войны многие советские художники принимали участие в спасении шедевров искусства. Так, с именем Михаила Филипповича Володина (1912–1987) автора картины «Разгром фашистов под Москвой начался» связана волнующая история обнаружения запрятанных в сырой штольне бывшей шахты и тем самым обреченных на уничтожение картин великих мастеров прошлого из собрания Дрезденской галереи. Доставленные в Москву, прославленные в веках картины Рафаэля, Тициана, Тинторетто были тщательно реставрированы и впоследствии возвращены в ГДР в качестве дара советского народа. Этот жест доброй воли незабываем, и перед ним меркнут все спекулятивные рассуждения о необходимости реституции оставшихся в собраниях Государственного Эрмитажа в Петербурге и Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве произведений западноевропейских художников.
В коллекции музея есть работа художника студии военных художников имени М. Б. Грекова - Переяславца Владимира Ивановича, Заслуженного художника РСФСР (1968 г.), Народного художника Российской Федерации (1980 г.), Член-корреспондента Российской Академии художеств, награжденного орденами Красной Звезды (1982 г.), «Знак Почета» (1975 г.), медалью «За победу над Германией». Владимир Иванович не только профессиональный художник.
В 1944 году после окончания учебы Владимир Переяславец попадает на фронт. В составе 1-й авиаэскадрильи 119-го истребительного авиаполка 104-истребительной авиадивизии 1-й воздушной армии он проходит службу на Северном фронте.
В 1986 году В. И. Переяславец уволен из рядов Советской Армии в звании подполковника. Особенностью его творческого почерка можно считать тягу к портретам военных летчиков, моряков, солдат, пограничников, которые художник пишет всю свою жизнь. «Портрет сержанта Бураева» датирован 1978 годом. На нём изображен один из воинов 201-й дивизии, расположенной на далекой, тревожной и опасной заставе в Таджикистане.
«За Победу! Новогодняя ночь» одна из первых работ посвященных войне Савостьянова Фёдора Васильевича (1924 - 2012) — Заслуженного художника Российской Федерации. В 17 лет он добровольцем ушёл на фронт. Воевал на Сталинградском, Южном, 4-м Украинском и 2-м Украинском фронтах. Был трижды ранен, награждён Орденом Отечественной войны 2 степени, медалями «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией». Много лет на холстах художника тема войны не звучала. Острота воспоминаний должна была переплавиться в сокровенность действительной правды, озвучить которую было нелегко. Сам художник признавался: «После войны мне хотелось думать о мире, но я не смог уйти от памяти войны, те годы со мной всегда». Позднее, создавая картины на военную тематику, художник не показывал самих военных действий, на его полотнах – то, что происходило до или после боев.
Когда весь мир осознавал значение победы под Сталинградом, сам город представал сталинградцам, уцелевшим, отвыкшим от дневного света, вышедшим из руин и подвалов, разрушенным, растерзанным, выгоревшим. Этот момент потрясает в работе Соцкова Алексея Николаевича (1915–2003)
Весьма лаконично встали в один ряд два портрета, представителей двух разных поколений, «Адмирал флота Яков Гурьевич Почупайло» и «Сержант Богачёв» - Народного художника Российской Федерации Пясковского Михаила Григорьевича. Художник многое видел и испытал в детстве и юности, был участником Великой Отечественной войны. Портретные образы, созданные Михаилом Григорьевичем, навсегда вошли в историю изобразительного искусства и являются не только проявлением мастерства и таланта художника, но и выражают его жизненную философию, представление о ценности человеческой личности.
Заставляют задуматься, графические работы «Память» и «Ждём отцов» Заслуженного художника РСФСР, лауреата международных конкурсов, выдающегося графика двадцатого столетия Станислава Косенкова. Одна из ведущих тем в творчестве художника - военная, и это неслучайно. Он вырос в селе, разоренном фашистами, за три месяца до своего рождения потерял отца. Его произведения хранятся более чем в 25 музеях, в том числе в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина (Москва), Государственной Третьяковской галерее (Москва).
Война вызвала впечатляющие примеры нравственной силы рядовых солдат и офицеров. В искусстве это подняло на новую высоту тему защиты отечества, выдвинуло на первый план героя-освободителя. На многие десятилетия эта тема стала одной из главных в изобразительном искусстве страны. В XXI столетии тема Великой Отечественной войны продолжает жить в творчестве российских живописцев, скульпторов, графиков самых разных поколений.
С. И. Самохина, главный
хранитель
Камчатского краевого
художественного музея